Как контролировать положение головы младенца

  • Развитие навыков
  • В каком возрасте дети могут держать голову сами?
  • Нормы для недоношенных детей
  • Отклонения от норм
    • Малыш держит голову уже в 1 месяц
    • В 3 месяца ребенок, лежа на животе, не держит голову
  • Проводим тест в домашних условиях
  • Действия в случае отставания
  • Упражнения для укрепления мышц шеи
  • Массаж и питание
  • Советы

Удерживание младенцем головы является первым среди двигательных навыков, которые осваивают детки после рождения. Каждая мама ждет его с нетерпением и начинает переживать, если по всем срокам ребенок уже должен хорошо держать голову, но у крохи пока не получается. В каком же возрасте в норме ребенок должен освоить такой навык и что делать родителям, если у малыша в этом возрасте все же есть трудности с удержанием головы?

Родившиеся раньше срока малыши начинают удерживать голову с двух-трехмесячного возраста. Только на втором месяце жизни такие младенцы начинают пытаться держать головку в положении на животе, но они быстро устают от таких усилий. В 4-месячном возрасте многие недоношенные детки уже некоторое время удерживают голову.

Малыш держит голову уже в 1 месяц

Слишком раннее удерживание головы, которое может наблюдаться у малыша в возрасте 4-6 недель, бывает признаком повышения внутричерепного давления, гипертонуса шейных мышц или некоторых других неврологических проблем. Так что, если ребенку месяц и он уже удерживает голову, следует показать кроху педиатру для назначения обследования, специального массажа и лечения.

В 3 месяца ребенок, лежа на животе, не держит голову

Такая ситуация может быть обусловлена:

  • Недоношенностью ребенка.
  • Перенесенной родовой травмой.
  • Слабым тонусом мышц.
  • Кривошеей (при такой проблеме ребенок не может удерживать голову прямо).
  • Плохим набором веса. Подтвердить эту причину поможет контрольное взвешивание.
  • Редким выкладыванием на живот или вообще отсутствием выкладываний в первые месяцы жизни.

Действия в случае отставания

Первым действием мамы, сомневающейся в нормальном развитии данного навыка, должен стать визит к педиатру. Нужно рассказать доктору о настораживающих симптомах, после чего педиатр осмотрит кроху и направит малыша к неврологу, а также на дополнительные обследования. Врач может назначить разные неврологические тесты и компьютерную томографию.

После результатов обследования ребенку выписывают необходимые лекарственные средства и назначают местные процедуры. Если была обнаружена неврологическая патология, лечение следует начать как можно раньше, тогда его результат проявится быстрее.

Если мама сомневается в назначении врача, стоит обратиться к другому специалисту. При этом важно помнить, что самостоятельно проводить массаж ребенку с проблемами нервной системой нельзя. Лучше обратиться к сертифицированному массажисту и пройти курс массажа. Дома с малышом можно выполнять специальные упражнения, которые посоветует невропатолог.

Рекомендуем прочесть:  Эпизиотомия-рафия это

Массаж и питание

Если у малютки нет неврологических проблем, массаж для крохи проводят дома с помощью поглаживающих и растирающих движений. Маме следует гладить ребенку ручки, живот, спинку, ножки.

Специалисты отмечают, что для двигательного развития младенца питание играет не последнюю роль. Если кроха пребывает на грудном вскармливании, то маме следует обратить внимание на свой рацион. Меню кормящей мамы должно быть сбалансировано по калорийности и содержанию нутриентов, а также включать источники минералов и витаминов. Если рацион однообразный, следует подумать о дополнительном приеме витаминных комплексов.

  • Недоношенностью ребенка.
  • Перенесенной родовой травмой.
  • Слабым тонусом мышц.
  • Кривошеей (при такой проблеме ребенок не может удерживать голову прямо).
  • Плохим набором веса. Подтвердить эту причину поможет контрольное взвешивание.
  • Редким выкладыванием на живот или вообще отсутствием выкладываний в первые месяцы жизни.

Контроль положения головы подразумевает удержание головы в вертикальном положении и произвольное движение в нужном направлении.

Для формирования контроля положения головы используют следующие приемы.

Рис. 8.1. Использование рефлекса Куссмауля для стимуляции поворота

Рис. 8.2. Использование рефлекса орального автоматизма для стимуляции сгибания головы

4. Стимуляция постуральных: рефлексов — рефлекса Таланта: делая штриховое раздражение кожи спины, добиваются разгибания туловища и шеи с образованием дуги, открытой в сторону раздражения. Первоначально выполняется в облегченных условиях: в положении младенца лежа на боку, затем в положении лежа на животе (рис. 8.3). Наиболее сложный вариант — стимуляция рефлекса Таланта в положении ребенка на руках у взрослого (рис. 8.4). Если при симметричной стимуляции не удается получить симметричное напряжение мышц, необходимо дополнительно асимметрично стимулировать дефицитную сторону (рис. 8.5).

Рис. 8.3. Стимуляция рефлекса Таланта с двух сторон в положении ребенка лежа на животе

Рис. 8.4. Стимуляция рефлекса Таланта с двух сторон в положении ребенка на руках у взрослого

  • 5. Стимуляция вестибулотонических рефлексов: перекатывание младенца с боку на бок таким образом, чтобы голова оказывалась в неустойчивом положении, и ребенок пытался бы удержать голову, напрягая мышцы шеи (рис. 8.6).
  • 6. Стимуляция асимметричных шейнотонических рефлексов:

потягивание за ручку, добиваясь рефлекторного напряжения мышц шеи. В начале курса лечения упражнение выполняют в облегченных условиях, поместив верхнюю часть туловища младенца на подушку или на ладонь (рис. 8.7), потом — в положении лежа на боку (рис. 8.8), затем, усложняя упражнение, в положении лежа на спине.

Рис. 8.5. Стимуляция рефлекса Таланта на стороне дефицита

Рис. 8.6. Стимуляция вестибулотонических рефлексов

Рис. 8.7. Стимуляция асимметричного шейнотонического рефлекса в облегченных условиях

Рис. 8.8. Стимуляция асимметричного шейнотонического рефлекса в положении ребенка на боку

7. Стимуляция вестибулотонических рефлексов, используя положение младенца на руках у взрослого. В начале курса лечения младенца держат вертикально спинкой к груди взрослого, страхуя его голову от запрокидывания и фиксируя грудную клетку. Взрослый делает различные движения: наклоны малой амплитуды, повороты (рис. 8.9, а—б), так чтобы могли включаться вестибулотонические и шейнотонические рефлексы младенца, изменялся тонус мышц шеи, и сохранялось вертикальное положение головы. Затем используют более сложный вариант упражнения — удержание младенца в полувертикальном положении. Самый сложный вариант упражнения, стимулирующий тоническую активность всей аксиальной мускулатуры — ношение младенца в положении лежа на боку под мышкой у взрослого.

Рекомендуем прочесть:  Какой Лучше Наркоз Делать При Кесаревом Сечении

Рис. 8.9. Стимуляция вестибулотонических рефлексов: наклоны младенца

8. Стимуляция вестибулотонических рефлексов: кружение младенца на руках у взрослого в одну и другую сторону, стимулируя поворот головы (рис. 8.10, а—в).

Рис. 8.10. Стимуляция вестибулотонических рефлексов: кружение младенца на руках у взрослого

Рис. 8.11. Стимуляция локомоторных рефлексов — рефлекторное

Рис. 8.12. Мобилизация плечевого пояса младенца

11. Стимуляция вестибулотонических рефлексов: прокатывание на мяче в положении лежа на спине и на животе в продольном, поперечном, косом направлениях и по кругу (рис. 8.13, а—б).

Рис. 8.13. Прокатывание младенца на мяче в различных направлениях в положении лежа на животе (о) и на спине (б)

Завершает процедуру общий массаж. Тело младенца — это огромная рефлексогенная зона, поэтому афферентная импульсация, возникающая в процессе массажа, служит мощным стимулом для созревания головного мозга.

8. Стимуляция вестибулотонических рефлексов: кружение младенца на руках у взрослого в одну и другую сторону, стимулируя поворот головы (рис. 8.10, а—в).

Первые месяцы жизни младенца – самые волнительные в жизни родителей.

Правильно ли развивается малыш, все ли хорошо, нет ли поводов для беспокойства?

Один из знаменательных моментов, который говорит о ровном хорошем развитии – умение приподнимать и держать голову.

Как слишком раннее, так и запоздалое развитие данного навыка – повод обратиться к неврологу. В каком возрасте считать это нормой?

  • Во сколько месяцев новорожденный может фиксировать уверенно вертикально
  • Если малыш приподнимает головку слишком рано
  • Как научить грудничка делать это самостоятельно
  • Упражнения
  • Выкладывание на животик
  • Вертикально на руках у родителей
  • Игры и игрушки
  • В какой последовательности происходит этот процесс
  • Недоношенный ребенок
  • Причины недержания головы
  • Доктор Комаровский о нормах

Если малыш приподнимает головку слишком рано

Многие родители искренне радуются тому, что их карапуз уже в месяц уверенно смотрит на окружающий мир, спокойно поднимая голову на несколько минут.

Но такое поведение является поводом к немедленной консультации невролога.

Настолько раннее удержание головки свидетельствует либо о тяжелой патологии сосудов, то есть о высоком внутричерепном давлении, или о повышенном тонусе шейных мышц.

В первом случае потребуется серьезное лечение, в случае тонуса – доктор назначит ребенку общеукрепляющий массаж.

Карапуз в возрасте одного и даже двух месяцев в норме не может уметь держать головку без помощи взрослого. Когда мама или папа берут новорожденного на руки, опускают в ванночку для купания или дают бутылочку — они непременно должны поддерживать одной рукой шею и головы, а второй – спинку и ножки.

Рекомендуем прочесть:  Дни Зачатия После Месячных Рассчитать Онлайн Бесплатно

Даже однократное резкое запрокидывание головы назад может повредить шейные позвонки младенца, что потребует впоследствии долгого лечения и может привести к инвалидности.

Упражнения

Как только карапузу исполнилось три недели – необходимо начать делать с ним определенные упражнения. Они укрепят мышцы шеи, ручек и предплечий.

Выкладывание на животик

  • Подождав тридцать – сорок минут после кормления, малыша нужно аккуратно, придерживая под шею и ножки, выложить на животик.
  • Под грудку можно подложить свою ладонь или сложенное мягкое полотенце.
  • Перед ним положите яркую игрушку, погремушку, позовите его по имени. Если карапуз попытается на пару секунд приподнять головку – прекрасно. Повторяйте упражнение несколько раз в день, и малыш начнет поднимать и удерживать головку в положении лежа на животике уже к двум с половиной месяцам.

Вертикально на руках у родителей

  • Если малыша часто носить на руках – навык появится раньше.
  • Необходимо несколько раз в день брать малыша на руки в вертикальном положении, лицом сначала к родителю, затем к окружающему миру.
  • Разговаривайте с карапузом, смейтесь, пойте – необходимо, чтобы ребенок сосредоточил взгляд на лице взрослого.

Игры и игрушки

  • Держа малыша на руках, обращайте его внимание на окружающие предметы. Пусть кто-то из взрослых трясет яркой погремушкой, перекладывая ее из руки в руку. Малыш будет поворачивать голову в разные стороны, пытаясь уследить за игрушкой, укрепляя при этом мышцы шеи.

Недоношенный ребенок

При рождении раньше установленного срока малыш обучается навыку удерживания головы в зависимости от того, какова была степень недоношенности.

Справка. Дети 1 и 2 степени недоношенности в чаще всего полностью догоняют сверстников в развитии именно к трем – четырем месяцам, соответственно, и основные навыки у них соответствуют возрасту.

Глубоко недоношенные дети (третьей и четвертой степени) развиваются в индивидуальном порядке. За ними в течение первого года жизни тщательно наблюдают врачи, в том числе невролог, который и подскажет, нет ли задержки в развитии.

Важно! Малышей, родившихся раньше срока, нельзя искусственно стимулировать как можно раньше удерживать голову, в том числе и с помощью упражнений. Мышцы шеи у них очень слабые, позвонки нежные. Искусственная стимуляция может привести к повышенному тонусу и травмам.

Многие родители искренне радуются тому, что их карапуз уже в месяц уверенно смотрит на окружающий мир, спокойно поднимая голову на несколько минут.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.