Особенности работы патронажной медицинской сестры за младенцами

Главная задача ДП – предупредить патологию у ребенка, рано выявить и своевременно оказать помощь. Общим принципом оказания медицинского обслуживания детей в поликлинике является участковость.

Участковость обеспечивает тесную связь работы медицинской сестры с семьей в интересах более полного и успешного проведения всей профилактической работы. Основной метод работы ДП – диспансерный.

В работе ДП 3 этапа:

1. Организация переписи детского населения проживающего в районе обслуживания (с рождения до 18 лет) списки вносятся в паспорт участка. На каждого ребенка заводится история развития ф112/у, карта профилактических прививок ф063/у, карта диспансерного наблюдения.

2. Профилактическая работа – диспансерное наблюдение, организация вскармливания, профилактика заболеваний, специфическая профилактика, неспецифические методы профилактики заболеваний

3. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми.

Диспансеризация это:

1. Активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья детей определенного возраста с целью выявления заболеваний

2. Активное систематическое наблюдение за детьми с отклонениями в состоянии здоровья

3. Проведение своевременных комплексно-оздоровительных мероприятий.

Основные задачи м/с

1. Подготовка детей к профилактическим осмотрам

2. Проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного, гармоничного физического, биологического и НПР детей

3. Снижение заболеваемости и смертности путем оказания своевременной высококвалифицированной медицинской помощи

Весь комплекс профилактических мероприятий осуществляют под руководством врача участковая м/с, м/с кабинета здорового ребенка, м/с прививочного кабинета.

Вся территория обслуживания разделяется на участки. 1 участок – 800 детей, до 1 года – приблизительно 40.

Основные разделы профилактической работы

1. Антенатальная охрана плода

2. Наблюдение за детьми с периода новорожденности до передачи во взрослую сеть

3. Организация рационального вскармливания

4. Профилактика рахита, хронических расстройств питания, анемии, аллергических заболеваний

5. Организация и проведение профилактических прививок

6. Подготовка детей к поступлению в ДДУ и школу

7. Участие в профилактических осмотрах специалистов с проведением лабораторных исследований

8. СПР со школьниками, подростками, родителями, гигиеническое воспитание детей.

Антенатальная охрана плода: роль м/с сводится к выявлению при дипансеризации беременных во время первого и второго дородовых патронажей факторов риска по отношению у будущему ребенку на основе собранного у матери анамнеза.

Первый дородовый патронаж проводится м/с в течение 10 дней после получения сведений о беременности из женской консультации. Основная направленность – будущая мать. Методы: опрос, анализ обменной карты, знакомство в родителями условиями проживания, с состоянием здоровья родителей, родственников. Особое внимание м/с уделяет социальному анамнезу: образование, психологический климат, жилищно-бытовые условия, материальное благополучие, уровень социальной культуры и состав семьи.

Итог беседы – заключение м/с и дача советов по питанию, режиму, необходимости своевременного посещения врачей и сдчи анализов.

Согласно приказа №430 МЗ РФ все беременные женщины делятся на группы риска по сумме пренатальных факторов: выше10 – высокий риск, 5-9 – высокий риск, 4 и меньше – низкий риск.

Второй дородовый патронаж в период декретного отпуска на сроке 32-34 недели беременности. Основная направленность – ребенок. Основная цель – профилактика заболеваний ребенка. Беременной даются советы по питанию, режиму дня, назначаются витамины, рекомендуется посещение школы матерей, индивидуальные и групповые занятия по профилактике гипогалактии, грудном вскармливании, об уходе за новорожденным. Главная цель – убедить мать в важности обеспечения условий для развития и воспитания здорового ребенка.

Первый дородовый патронаж проводится м/с в течение 10 дней после получения сведений о беременности из женской консультации. Основная направленность – будущая мать. Методы: опрос, анализ обменной карты, знакомство в родителями условиями проживания, с состоянием здоровья родителей, родственников. Особое внимание м/с уделяет социальному анамнезу: образование, психологический климат, жилищно-бытовые условия, материальное благополучие, уровень социальной культуры и состав семьи.

ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧАСТКОВОЙ МЕДСЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ…………………. 5

1.1. Принципы грудного вскармливания детей первого года жизни…11

ГЛАВА 2. Организация работы медицинской сестры помощи матери при грудном вскармливании…………………………………………………………18

С развитием медицинской науки и совершенствованием медицинских технологий, условий и методов оказания лечебно — профилактической помощи населению, растёт роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения.

От её знания и умения, профессионального отношения к делу во многом будет зависеть слаженная работа служб и подразделений лечебных учреждений.

Особое значение имеет высокий профессионализм медицинской сестры при работе с детьми.

Потребность в сестринском уходе сопровождает человека на протяжении всей жизни, независимо от того болен он или здоров.

Поэтому знание всех тонкостей сестринского дела очень необходимо медицинским работникам, так как их роль в лечебном процессе в огромной степени определяется качественным уходом.

В свою очередь сестринское дело является динамической профессией ,всегда находящей новые пути удовлетворения меняющихся потребностей в области здравоохранения страны.

То доверие, которое проявляет общество по отношению к сестринскому персоналу требует нового подхода, клинической подготовки медицинской сестры различного уровня.

Для этого понадобится база специальных знаний разработанных для медицинских сестёр.

Одной из таких баз является педиатрия.

Педиатрия это наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма, и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей.

Новейшей истории сестринского дела — чуть более 10 лет. Медицинские сестры, фельдшера, акушерки новой генерации призваны обеспечить модернизацию российского здравоохранения, повысить качество медицинской помощи для широких слоев населения.

Повышение социальной, медицинской и экономической эффективности работы среднего медицинского персонала — несомненный резерв качества здоровья населения. Отсюда потребность в специалистах сестринского дела, отвечающих современным требованиям при оказании медицинской помощи.

Сестринский процесс или методология сестринского дела. Применительно к педиатрии сестринский процесс — это продуманный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем здорового и больного ребенка. Вместе с другими медицинскими работниками медсестра (медбрат) определяет задачи, их первоочередность, вид необходимого ухода; затем оцениваются полученные результаты. Информация, полученная при оценке, используется для работы в аналогичных ситуациях.

ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧАСТКОВОЙ МЕДСЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Важной составляющей охраны здоровья детей является профилактика. Она заключается в воспитании здорового ребенка и предупреждении у него возможных заболеваний и нарушений развития. Большое значение имеет первичная профилактика – комплекс медико-психолого-педагогических и правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья путем ликвидации или снижения влияния управляемых неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Принципы профилактики заболеваемости детей

Основными учреждениями профилактического направления в системе обеспечения медико-санитарной помощи детям в городах являются детские поликлиники.

Патронаж новорожденных и первого года жизни.

Патронаж новорожденного ребенка в течение первого месяца жизни проводится врачом-педиатром и медицинской сестрой педиатрического участка. Цель такого патронажа состоит в оказании помощи матери при организации и проведении ухода за новорожденным. Важно научить ее правильно выполнять манипуляции по уходу за ребенком. Во время проведения первичного патронажа новорожденного медицинская сестра получает от врача ряд конкретных указаний по особенностям наблюдения за данным ребенком.

Патронажная сестра оценивает нервно-психическое развитие (НПР) новорожденного, ориентируясь на ряд показателей:

в десять дней: Аз (анализатор зрительный) – ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение);

в 18–20 дней: Аз – ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет; Ас (анализатор слуховой) – ребенок успокаивается при сильном звуке;

в один месяц: Аз – ребенок сосредоточивает взгляд на неподвижных предметах, наблюдает за движущимся предметом (плавное слежение); Ас – ребенок прислушивается к звуку, голосу взрослого; До (движения общие) – ребенок, лежа на животе, пытается поднять и удержать голову; Э (эмоции) – первая улыбка на разговор взрослого; Ра (речь активная) – ребенок издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

Патронаж детей первого года жизни осуществляется медицинской сестрой не реже одного раза в месяц.

Профилактика осуществляется путем проведения плановых осмотров в декретированные возрастные периоды . Одна из задач профосмотра состоит в комплексной оценке здоровья и назначении оздоровительных мер в соответствии с возрастом ребенка. Участие медицинской сестры в профилактическом осмотре заключается в организации доврачебного этапа обследования детей. Медицинская сестра дает рекомендации по вскармливанию, физическому и нервно-психическому воспитанию ребенка, проведению массажа, закаливанию, выработке гигиенических навыков, профилактике рахита.

Медицинская сестра может участвовать в проведении профилактических осмотров на педиатрическом участке, способствуя повышению эффективности доврачебного этапа.

Медицинская сестра обучает мать методике проведения вскармливания ребенка.

Одним из главных разделов работы медицинской сестры педиатрического участка является гигиеническое просвещение членов семьи, особенно молодых родителей, обучение их воспитанию здорового ребенка, что подразумевает индивидуальные занятия с учетом культурного и общеобразовательного уровня семьи, психологического климата и многих других факторов. На каждом педиатрическом участке должен быть составлен годовой план санитарно-просветительной работы с населением, в соответствии с которым педиатр и медицинская сестра систематически организуют лекции и беседы. Санитарное просвещение осуществляется при проведении дородового патронажа, во время активных посещений на дому, на врачебном приеме в поликлинике, в кабинете здорового ребенка, на специальных занятиях в “Школе молодых матерей”, “Школе отцов” и др. Следует широко использовать вечера вопросов и ответов, выпуск специальных бюллетеней, оформление стендов.

Примерные темы лекций и бесед для молодых родителей: “Уход за новорожденным”; “Организация рационального вскармливания и питания детей первого года жизни”; “Режим дня и питание кормящей матери”; “Режим дня и его значение в воспитании ребенка”; “Анемия и ее профилактика у детей”; “Предупреждение рахита у детей”; “Нарушения питания в детском возрасте и их профилактика”; “Физическое воспитание и закаливание детей раннего возраста”; “Воспитание гигиенических навыков у детей”; “Профилактические прививки у детей”; “Предупреждение простудных заболеваний у детей”; “Профилактика желудочно-кишечных заболеваний у детей”; “Профилактика травматизма у детей”; “Болезни нервной системы и их профилактика у детей”; “О подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и школу”; “Действующее законодательство в области охраны здоровья и прав женщин и детей”.

Таким образом, медицинская сестра педиатрического участка является важным помощником участкового педиатра в организации и проведении профилактических мероприятий, формирующих здоровье детского населения.

Очень важно правильно отобрать детей для проведения профилактических прививок. Участковая медсестра совместно с врачом составляет ежемесячный план профилактических прививок с указанием фамилий детей. Перед назначением прививки педиатр (или фельдшер) должен тщательно собрать анамнез и тот же день осмотреть детей. Участковая медсестра выполняет большой объем работы, оказывая помощь педиатру в диспансеризации детей, которые болеют ревматизмом, тонзиллитом, гломерулонефритом, имеют другие хронические заболевания.

Она осуществляет контроль за своевременностью посещений детьми детской поликлиники и проведением в полном объеме профилактических и оздоровительных мероприятий. Кроме того, патронажная сестра обслуживает больных детей дома. Чтобы обеспечить правильный уход и их лечение, участковый педиатр направляет медицинскую сестру, которая следит за выполнением матерью всех назначений врача, учит ее правильно ухаживать за полостью рта и кожей, показывает, как надо кормить ребенка, измерять ей температуру тела, давать лекарства. Медсестра детской поликлиники должна хорошо знать особенности вскармливания детей раннего возраста, ухода и воспитания, анатомофизиологическое особенности детей всех возрастных групп, уметь распознавать первые признаки заболевания и научить этому мать, чтобы в случае заболевания ребенка она своевременно обращалась за помощью к медицинскому работнику.

Основными документами сестры является история развития ребенка (ф. № 112 / у), контрольная карта диспансерного наблюдения — (ф. № 030 / у), профильный журнал участка (ф. № 075-а), журналы учета профилактических прививок (ф. № 064 / у) и регистрации инфекционных заболеваний (ф. № 060 / у).2.2. Повышение эффективности деятельности медицинской сестры в организации вскармливания детей. Родители часто бывают обеспокоены состоянием здоровья своих детей, их поведением, развитием. Сестра должна терпеливо выслушивать родителей, быть всегда вежливой. Медицинские сестры, работающие в детских лечебно-профилактических учреждениях, должны осознавать высокую ответственность за свое дело, быть чуткими, внимательными, наблюдательными, ласково относиться к детям. Только та медицинская сестра, которая любит детей и свою специальность, может добросовестно выполнять свои обязанности.

По внешнему виду и поведению она должна стать примером для родителей. Чтобы убедить родителей выполнять указания врача и советы патронажной сестры, она должна постоянно расширять свое мировоззрение: учиться, следить за новостями в медицине, педагогике, участвовать в общественной жизни, посещать лекции и конференции для медсестер. Здоровья и жизни детей во многом зависят от правильной работы медицинской сестры, ее добросовестности и внимания. Питание детей в больнице проводят по назначению врача под непосредственным контролем медицинской сестры.

В организации питания детей используют два основных принципа: индивидуальный и групповой.

Индивидуальную диету назначает врач: в этом случае пищу готовят специально для каждого ребенка;

Рекомендуем прочесть:  Элевит можно пить до конца

При групповом принципе назначают ту или иную общепринятую диету, которая производит определенную лечебное действие. Номер диеты, а также режим кормления ребенка зависят от его возраста и характера заболевания. Медицинская сестра должна знать, какую диету получает каждый больной ребенок и следить за ее соблюдением.

Для детей 1-го года жизни рациональным является вскармливание грудным молоком. А во время заболевания это особенно необходимо для ребенка, так как способствует быстрому ее выздоровлению. Режим кормления может меняться в зависимости от общего состояния ребенка и заболевания. В медицинской карте ребенка врач проводит расчет кормления, составляет меню, а медицинская сестра следит за тем, чтобы или ухаживающий за ребенком, его придерживались.

В случае тяжелого состояния ребенка кормление проводит медицинская сестра через зонд. Патронажная сестра должно уделять большое внимание санитарному просвещению населения, проводить индивидуальные и групповые беседы. Государство предоставляет каждой семье все большие возможности для воспитания здорового, гармонично развитого ребенка. Отпуск в связи с беременностью и родами, бесплатная квалифицированная медицинская помощь, различные льготы, пособия, питание для младенцев — все это способствует созданию для ребенка оптимальных условий развития.

Здоровье и правильное развитие ребенка зависят также от рационального использования родителями в интересах малыша имеющихся материальных благ, от заинтересованности их в исполнении советов медицинских работников. Отсюда вытекает основная задача медицинской сестры — систематическое санитарно-гигиеническое воспитание родителей и других членов семьи. Выполнение его зависит от умения привлечь к этой серьезной и кропотливой работе другие общественные организации. В этом деле исключительное значение приобретает способность и умение патронажной сестры заслужить любовь, уважение и доверие родителей, самих детей и всех тех, кто окружает ребенка.

Медсестры, которые работают с детьми в учреждениях амбулаторного типа или в детских стационарах, должны вести разъяснительную работу с родителями по организации режима учебы и отдыха, рационального питания, необходимой и допустимой физической нагрузки, психоэмоционального и физического развития в зависимости от возраста и состояния здоровья. Целесообразно сосредоточить внимание родителей на вопросах предупреждения травматизма на улице и дома, правильного хранения лекарственных препаратов и средств бытовой химии. При работе с детьми первого года жизни нужно обладать глубокими знаниями по проблеме вскармливания и введения прикормов детям, выявления и устранения факторов риска при наследственной предрасположенности к заболеваниям, закалке и физическом развитии грудных детей. При работе с этой возрастной группой от медицинской сестры требуется владение определенными психологическими и профессиональными качествами.

Наряду с высоким профессионализмом современная медицинская сестра должна знать основы профессиональной этики и деонтологии и использовать эти знания в своей практической деятельности, учитывая особенности психологии детей и их родителей. Было проведено анкетирование родителей и медицинских сестер, работающих в исследуемой детской больнице. По результатам опроса можно определить основные качества, которыми должна обладать семейная медицинская сестра.

Важнейшими качествами медсестры, по мнению родителей есть, такие: владение профессиональными навыками и знаниями; доброта; добросовестность; уважение к людям; симпатия; аккуратность; скромность.

Родители совсем не обратили внимание на такие качества, как ответственность, творческий подход к работе, эрудиция, интеллигентность, коммуникабельность и требовательность.

Сами же медицинские сестры считают важнейшими профессиональными качествами профессионализм и добросовестность.

Важной составляющей охраны здоровья детей является профилактика. Она заключается в воспитании здорового ребенка и предупреждении у него возможных заболеваний и нарушений развития. Большое значение имеет первичная профилактика – комплекс медико-психолого-педагогических и правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья путем ликвидации или снижения влияния управляемых неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Принципы профилактики заболеваемости детей

У всех веществ есть три агрегатных состояния – твердое, жидкое и газообразное, которые проявляются при особых условиях. – это переход вещества от одного состояния к другому.Примерами такого процесса являются конденсация и испарение.Если создать определенные условия, можно превратить любой реальный ….

В случае, если наблюдатель и источник звука движутся друг относительно друга, частота воспринимаемого наблюдателем звука и частота источника звука не совпадают. Данное явление было открыто в году и носит название .Распространение звуковых волн в воздухе или другой однородной среде происходит с пос….

− это основная величина, которая характеризует электрическое поле и вычисляется по формуле:где − это механическая или пондеромоторная сила, действующая в этой точке поля на пробный заряд . Причем поле образуется всеми зарядами системы, за исключением самого заряда .Большее внимание необходимо уде….

Энергия — важнейшее понятие в механике. Что такое энергия. Существует множество определений, и вот одно из них.Что такое энергия?Энергия — это способность тела совершать работу. Рассмотрим тело, которое двигалось под действием каких-то сил изменило свою скорость с до . В этом случае силы, действу….

В случае, если наблюдатель и источник звука движутся друг относительно друга, частота воспринимаемого наблюдателем звука и частота источника звука не совпадают. Данное явление было открыто в году и носит название .Распространение звуковых волн в воздухе или другой однородной среде происходит с пос….

План лекции

1.
Основные задачи детской поликлиники

2.
Основные задачи медицинской сестры

3.
Основный разделы профилактической работы

4.
Антенатальная охрана плода

5.
Наблюдение за новорожденным. Группы риска и группы здоровья

6.
Профилактическая работа

7.
Диспансеризация здорового ребенка

8.
Лечебная и профилактическая, санитарно-просветительная работа м/с.

Особенности работы медицинской сестры детской поликлиники со здоровым ребенком

Главная задача ДП – предупредить патологию у ребенка, рано выявить и своевременно оказать помощь. Общим принципом оказания медицинского обслуживания детей в поликлинике является участковость.

Участковость обеспечивает тесную связь работы медицинской сестры с семьей в интересах более полного и успешного проведения всей профилактической работы. Основной метод работы ДП – диспансерный.

^ В работе ДП 3 этапа:

1.
Организация переписи детского населения проживающего в районе обслуживания (с рождения до 18 лет) списки вносятся в паспорт участка. На каждого ребенка заводится история развития ф112/у, карта профилактических прививок ф063/у, карта диспансерного наблюдения.

2.
Профилактическая работа – диспансерное наблюдение, организация вскармливания, профилактика заболеваний, специфическая профилактика, неспецифические методы профилактики заболеваний

3.
Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми.

Диспансеризация это:

1.
Активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья детей определенного возраста с целью выявления заболеваний

2.
Активное систематическое наблюдение за детьми с отклонениями в состоянии здоровья

3.
Проведение своевременных комплексно-оздоровительных мероприятий.

Основные задачи м/с

1.
Подготовка детей к профилактическим осмотрам

2.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного, гармоничного физического, биологического и НПР детей

3.
Снижение заболеваемости и смертности путем оказания своевременной высококвалифицированной медицинской помощи

Весь комплекс профилактических мероприятий осуществляют под руководством врача участковая м/с, м/с кабинета здорового ребенка, м/с прививочного кабинета.

Вся территория обслуживания разделяется на участки. 1 участок – 800 детей, до 1 года – приблизительно 40.

Основные разделы профилактической работы

1.
Антенатальная охрана плода

2.
Наблюдение за детьми с периода новорожденности до передачи во взрослую сеть

3.
Организация рационального вскармливания

4.
Профилактика рахита, хронических расстройств питания, анемии, аллергических заболеваний

5.
Организация и проведение профилактических прививок

6.
Подготовка детей к поступлению в ДДУ и школу

7.
Участие в профилактических осмотрах специалистов с проведением лабораторных исследований

8.
СПР со школьниками, подростками, родителями, гигиеническое воспитание детей.

^ Антенатальная охрана плода: роль м/с сводится к выявлению при дипансеризации беременных во время первого и второго дородовых патронажей факторов риска по отношению у будущему ребенку на основе собранного у матери анамнеза.

^ Первый дородовый патронаж проводится м/св течение 10 дней после получения сведений о беременности из женской консультации. Основная направленность – будущая мать. Методы: опрос, анализ обменной карты, знакомство вродителями условиями проживания, с состоянием здоровья родителей, родственников. Особое внимание м/с уделяет социальному анамнезу: образование, психологический климат, жилищно-бытовые условия, материальное благополучие, уровень социальной культуры и состав семьи.

Итог беседы – заключение м/с и дача советов по питанию, режиму, необходимости своевременного посещения врачей и сдчи анализов.

Согласно приказа №430 МЗ РФЫ все беременные женщины делятся на группы риска по сумме пренатальных факторов: выше10 – высокий риск, 5-9 – высокий риск, 4 и меньше – низкий риск.

^ Второй дородовый патронаж в период декретного отпуска на сроке 32-34 недели беременности. Основная направленность – ребенок. Основная цель – профилактика заболеваний ребенка. Беременной даются советы по питанию, режиму дня, назначаются витамины, рекомендуется посещение школы матерей, индивидуальные и групповые занятия по профилактике гипогалактии, грудном вскармливании, об уходе за новорожденным. Главная цель – убедить мать в важности обеспечения условий для развития и воспитания здорового ребенка.

^ Наблюдение за новорожденным.

Среди новорожденных формируется 9 групп риска по развитию патологии:

1.
Повышенной заболеваемости ОРВИ и нарушений состояния здоровья в период социальной адаптации

2.
Группа риска развития патологии ЦНС

3.
Группа риска возникновения рахита, анемии, хроническихрасстройтв питания

4.
Группа риска по врожденной наследственной патологии

5.
Группа риска возникновения гнойно-септических инфекций в период новорожденности

6.
Группа риска развития аллергических заболеваний

7.
Группа социального риска

8.
Группа риска по нарушению слуха – тугоухости

9.
Риск внутриутробного инфицирования и ВИЧ-инфекции

Все дети распределяются по группам здоровья:

^ Первый патронаж к новорожденному м/с осуществляет с участковым врачом в первые 2 дня после выписки из род.дома. во время патронажа делается подробное заключение о состоянии здоровья малыша, о всех факторах риска, составляется подробный план профилактических мероприятий предотвращения риска развития заболеваний.

На 1 месяце жизни м/с осматривает ребенка каждую неделю. От неё требуется знание переходных состояний в периоде новорожденности, знания об основных клинических проявлениях патологии со стороны органов и систем. При посещении в срок до 3-х недельного возраста м/сдолжна дать рекомендации по профилактике рахита, научить методике правильного прикладывания к груди и правилам ухода за новорожденным..

Далее прием в поликлинике участковым врачом 1 раз в месяц.

Состояние ребенка по истечении первого месяца жизни – критерий работы акушерско-гинекологической и терапевтической, педиатрической службы.

В последующий период м/с ежемесячно осматривает ребенка и дает советы по уходу, питанию, массажу, гимнастике на приеме в поликлинике. Она проводит антропометрию, подготавливает к прививкам, направляет к специалистам (хирург, окулист, лор, стоматолог, невролог и т.п.)

На 1 году жизни ребенок должен быть осмотрен в 1 месяц, до 3-х месс – неврологом и окулистом. До 1 мес должен быть проведен скрининг на ФКУ и гипотиреоз в 3 мес – ОАМ, ОАК

В возрасте 1 года – невролог, ортопед, окулист, лор, стоматолог, ОАМ, ОАК

На втором году жизни врач осматривает ребенка 1 раз в квартал, на 3-м- 1 раз в 6 мес, на 4-6 году – неорганизованные дети осматриваются 1 раз в год.

Медицинские осмотры проводятся также при поступлении в ДДУ, школу

Записи м/с заносит в ф112/у – история развития ребенка.

В систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка входит 4 базовых критерия:

1.
Наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний с учетом клиники

2.
Уровень функционального состояния систем организма

3.
Степень сопротивляемости неблагоприятным факторам внешней среды

4.
Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

нация, ежегодно ставят туберкулиновые пробы .Лекция №8

^ Период младшего школьного возраста

План лекции

1.
Нервно-психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста;

2. Характеристика периода младшего школьного возрас­та.

3. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этот период. Физическое, половое, и социальное развитие.

4. Универсальные потребности, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста.

5. Значение физического воспитания для здоровья ребенка. Факторы риска и безопасно­сти.

^ Период младшего школьного возраста

Младший школьный возраст — Условно выделяют младший школьный возраст (до 11 лет).

Нервно-психическое развитие

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования , новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.

Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

Рекомендуем прочесть:  Тест На Беременность Сразу Показывает 2 Полоски

Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи.

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.

В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

Внимание активизируется, но еще не стабильно.

^ Физическое развитие. После периода первого физиологического вытяжения (4—6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчета нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n — 4), где n — возраст в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n;

Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребенка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.

^ Анатомо-физиологические особенности. Кожа и подкожная клетчатка. Строение дермы в школьном возрасте примерно такое же, как у взрослых, но коллагеновые волокна тоньше. К 7 годам заканчивается формирование выводных протоков потовых желез, устанавливается адекватное потоотделение. Интенсивность кровоснабжения кожи высокая.

Степень развития подкожной клетчатки во многом определяется наследственными, конституциональными факторами. Она более выражена у девочек. К 5—7 годам скопления жировых клеток появляются в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве.

^ Мышечная система. Продолжает увеличиваться масса мышц (в основном мышц конечностей), а также диаметр мышечных волокон. Масса мышц по отношению к массе тела составляет в 8 лет 27,7

К 8—10 годам заканчивается развитие и дифференцировка соединительнотканного каркаса мышц. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) с 6—7 лет быстро увеличивается

В 7—9 лет отмечается максимальная быстрота восстановления мышечной работоспособности после мышечной работы, но дети младшего школьного возраста еще не способны к длительному физическому напряжению. Мышечная выносливость с 7 до 17 лет увеличивается в 2 раза. С 8—9 лет укрепляются связки, значительно нарастает объем мышц. Совершенствуются двигательные навыки — в 6 лет становится возможной тонкая работа пальцами (например, лепка, письмо); к 10—12 годам достаточно хорошо развита координация движений.

В младшем школьном возрасте происходит смена молочных зубов на постоянные, к 11 годам появляются вторые моляры. Увеличивается объем грудной клетки, она все более активно участвует в дыхании. С 6 до 9—10 лет отмечается относительная стабилизация размеров таза, затем они увеличиваются, появляются половые различия в его строении.

^ Органы дыхания. К 8—9 годам формируется пещеристая, интенсивно кровоснабжаемая часть подслизистой ткани носа. Быстро развиваются придаточные (околоносовые) пазухи. К 10 годам гортань у мальчиков по форме напоминает мужскую, ая щель постепенно расширяется. Трахея удлиняется в среднем с 5,7 см (в 6—8 лет) до 6,3 см (в 10—12 лет. Увеличиваются диаметр бронхов и бронхиол, размеры альвеол, дыхательная поверхность легких. Достигает полного развития эластический каркас легких. Примерно к 7 годам структура легочной ткани окончательно формируется, в дальнейшем (примерно до 12 лет) увеличивается только масса легких за счет увеличения линейного размера альвеол. Заметно изменяются функциональные возможности органов дыхания: дыхательный объем с 6 до 14 лет увеличивается от 118 мл до 227 мл, минутный объем дыхания — от 3200 до 5000 см 3 . Частота дыханий уменьшается с 25 дыханий в минуту (в 5 лет) до 20 (в 12 лет). Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 мл (в 6 лет) до 2500 (в 11 лет.

^ Сердечно-сосудистая система. Масса сердца возрастает со 105 г (в 6 лет) до 175 г (в 12 лет) .

К 7—8 годам заканчивается дифференцировка тканей сердца, увеличивается количество соединительнотканных и эластических волокон. Средняя частота пульса с 5 до 11 лет урежается со 100 до 80 ударов в минуту. Повышается ударный и минутный объем крови, скорость кровотока постепенно уменьшается. Артериальное давление в 6 лет 105/70, в 11 лет в среднем около 110/70.

^ Органы пищеварения. Возрастает длина пищевода с 16 см (в 5 лет) до 18 см (в 10 лет) . Физиологическое сужения пищевода в младшем школьном возрасте сформированы. Постепенно увеличивается расстояние от зубов до входа в желудок: в 5 лет — 26—27,9 см, 10 лет — 27—33 см. Функциональная емкость желудка достигает к 10—12 годам 1300—1500 мл; увеличивается поверхность его слизистой оболочки, количество желудочных желез. К 8 годам завершается формирование кардиального отдела желудка. Возрастает длина тонкой кишки. Увеличиваются поджелудочная железа и печень, повышается их функциональная активность. С 7 лет нижний край печени не выходит за пределы реберной дуги по среднеключичной линии, а по срединной линии не должен выходить за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка. Совершенствуются процессы пищеварения. Частота опорожнений кишечника 1—2 раза в день, кал оформленный.

^ Органы мочевыделения. Увеличивается масса и размеры почек; совершенствуется их строение: в основном в школьном возрасте структура почечных клубочков и канальцев не отличается от их структуры у взрослых. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых; в мочевом пузыре продолжает увеличиваться число мышечных и эластических волокон. Емкость мочевого пузыря в 5—9 лет — 200 мл, 9—12 лет — 200—300 мл. Длина мочеиспускательного канала у мальчиков 10—12 см, у девочек — до 2 см. Постепенно нарастает суточное количество мочи: у детей с 5 до 8 лет оно составляет 700 мл, с 8 до 11 лет — 850 мл.

^ Кроветворная система. Продолжает возрастать масса костного мозга. Изменяется гемограмма, после 5 лет отмечается нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов (см. Гемограмма, Кровь).Увеличиваются масса и размеры селезенки: масса с 17 г (6 лет) до 94 г (11 лет), размеры с 8´5 см (8 лет) до 11´6 см (11 лет). Показатели свертывающей системы крови не отличаются от таковых у взрослых.

^ Эндокринная система. Заканчивается развитие и совершенствование гипоталамо-гипофизарной системы. Увеличивается щитовидная железа, совершенствуется ее структура (возрастает число фолликулов). Нарастают масса и размеры паращитовидных желез. В надпочечниках заканчивается дифференцировка, полностью формируется корковый слой. Под действием гонадотропных гормонов гипофиза яички у мальчиков и яичники у девочек увеличиваются в размерах, функционируют все более активно и обусловливают постепенное появление признаков полового созревания.

^ Нервная система. Масса головного мозга с 6—7 лет нарастает более медленно. В 6—7 лет она составляет у мальчиков в среднем 1313 г, у девочек 1225 г, в 11—1348 г и 1259 г.

. Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Длина спинного мозга к 7—10 годам возрастает вдвое. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность. В коре головного мозга развиваются ассоциативные связи, увеличиваются возможности аналитической деятельности. Совершенствуются активные тормозные процессы, легче формируются сложные условные рефлексы. Овладение навыками чтения и письма способствует дальнейшему развитию речи, ее образности, способности передать в ней свои мысли. Вместе с тем в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена адаптация к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.

^ Особенности заболеваемости. Дети в младшем школьном возрасте болеют реже, чем дети раннего возраста, что связано с развитием иммунитета и совершенствованием адаптационных механизмов. Высокая резорбтивная способность кожи может приводить к нежелательным последствиям при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (например, гормоны). Костно-мышечная система, хотя и достигает определенной степени развития, еще неуйсточива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развиваются нарушения осанки, сколиоз. В этом возрасте отмечается самая высокая частота травм (например, переломов костей), в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.

С развитием придаточных пазух носа увеличивается частота синуситов (гайморита и др.). Нередко наблюдаются аденоиды, возникают ангины. Часто у детей школьного возраста выявляются шумы сердца (преимущественно функционального характера). Повышается частота миокардита, ревматизма, нефрита, гастрита, дуоденита, язвенной болезни, холецистита.

Гигиена. Очень важно вырабатывать у детей гигиенические навыки, приучать к чистоплотности. Желательно выделить ребенку школьного возраста отдельную комнату или удобный уголок. Помещение, где находится ребенок, необходимо содержать в чистоте (ежедневно пол и предметы в комнате протирают влажной тряпкой), проветривать (зимой 3—4 раза в день по 10—15 мин, летом окна держат открытыми целый день). Ребенок должен иметь отдельную кровать. Постельное белье (лучше из хлопчатобумажной ткани) регулярно меняют.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь в преодолении трудностей, вставших перед ним. Нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия (переутомление, расстройство нервной системы и др.). Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10—15 мин, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Необходимо правильно организовать рабочее место школьника. Мебель должна соответствовать его росту. Важно следить за положением ребенка во время занятий; чтобы при письме уменьшилась нагрузка на позвоночник, расстояние от глаз до стола 30—35 см. Стол для занятий ставят так, чтобы свет от окна падал слева; свет от настольной лампы (60 Вт) не должен падать в глаза. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Приготовление уроков начинают с письменных работ, а затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.

Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Детям 6 лет нужно спать не менее 12 ч (из них 2 ч днем), 7—9 лет — 10 ч, 10—11 лет — 9 1 /2 ч.

Важна правильная организация отдыха школьников на воздухе. Необходимо, чтобы прогулки, игры на воздухе продолжались не менее 3 ч в день, половина этого времени должна приходиться на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, например кататься на коньках, лыжах следует не больше 1 1 /2—2 ч, играть в футбол — не более 1 ч.

Особое внимание необходимо уделять организации режима дня детей 6-летнего возраста, посещающих школу. Ежедневная учебная нагрузка не должна превышать 4 уроков продолжительностью по 35 мин. Перерывы между уроками по 15—20 мин, после 2-го или 3-го урока устраивается 45-минутная прогулка на воздухе. Обязательныфизкультпаузы по 2—3 мин в середине урока. После учебных занятии следует организовать 2-часовой дневной сон.

Питание. Следует придерживаться определенного режима питания с 4—5-разовым приемом пищи.

. Физиологические особенности организма детей этого возраста — продолжающийся интенсивный обмен веществ, процесс роста и увеличение массы тела, формирование скелета и мускулатуры. Причем, чем младше ребенок, тем существеннее выражены эти процессы и тем большими затратами энергии и пищевых веществ они сопровождаются.

Нормальный рост и развитие зависят от правильно организованного питания. С этой целью следует использовать рекомендуемые нормы потребления энергии и пищевых веществ для детей школьного возраста разных возрастно-половых групп. С возрастом происходит увеличение общих затрат энергии, соответственно повышается потребление энергии и пищевых веществ.

Нормы потребления белков, жиров, углеводов составляют соответственно для детей

6 лет — 68 г; 68 г; 272 г; для детей 7—10 лет — 79 г; 79 г; 315 гПри этом соотношение белков, жиров, углеводов такое же, как и у взрослых — около 1:1:4, что является оптимальным для максимального усвоения их в организме детей. В первую очередь, следует обеспечить потребность в белках животного происхождения, содержащих незаменимые аминокислоты, которые особенно необходимы для растущего организма. Количество белков животного происхождения, в отличие от потребляемого взрослыми, должно составлять не менее 60%, а для 6-летних детей — не менее 65% от общего количества белка в рационе.

В рацион должны входить как животные, так и растительные жиры, содержащие незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты. Потребность в них у детей школьного возраста в связи с их большой подвижностью особенно высока.

В рацион детей следует обязательно включать овощи, фрукты, ягоды, зелень, т.к. они являются источником многих необходимых организму веществ, а также богаты клетчаткой, способствующей нормальной деятельности кишечника. Обязательная составная часть рациона ребенка — витамины и минеральные вещества.

Возрастные особенности пищеварения детей школьного возраста требуют соответствующей кулинарно-технологической обработки пищи. Желательно использовать тушеные, отварные, запеченные блюда и как можно реже жареные. В питании школьников 6—10 лет жареную пищу лучше не применять. Обязательно следует включать в рацион горячую пищу, которая стимулирует секрецию пищеварительных соков, способствует лучшему перевариванию и более полному ее использованию организмом, создает чувство насыщения.

Рекомендуем прочесть:  Можно Забеременеть На 10 День После Месячных

^ Физическое воспитание

Каждое утро детям рекомендуется делать зарядку. Для детей младшего школьного возраста полезны подвижные игры, включающие элементы спортивных игр, эстафеты. В дальнейшем вводят гимнастические упражнения на равновесие, висы, упоры, лазанье, метание и т.д. Степень допустимой физической нагрузки (в т.ч. возможность занятий тем или иным видом спорта) определяет врач в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и физической подготовленности.

С целью закаливанияиспользуют воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Закаливающее действие оказывают прогулки и дневной сон на озелененном участке или на открытой веранде.

В общей сложности дети должны быть на улице в холодное время года 2—5 ч, летом 10—12 ч ежедневно. В качестве закаливающих водных процедур рекомендуются умывания, обтирания и обливания ног и тела, душ, купание.

Солнечные ванны рекомендуется принимать между 10 и 12 часами дня. Начинают их при температуре воздуха в тени не ниже 18°. Продолжительность первой ванны 2 мин; одну минуту ребенок лежит на спине, вторую на животе. Через день или два прибавляют по 2 мин на процедуру.

^ Диспансерное наблюдение. Дети школьного возраста должны ежегодно проходить профилактические медосмотры. Состав врачей-специалистов, участвующих в осмотрах, и объем дополнительных исследований определяются в соответствии с инструкциями по диспансеризации детского населения в городах и сельской местности.

Так, в 1—8-х классов 1 раз в год осматриваются педиатром и стоматологом. Кроме того, учащихся 1, 3, 6 и 8-х классов дополнительно осматривает хирург.

Осмотры другими специалистами проводятся по показаниям. Профилактические медосмотры предусматривают также проведение антропометрии, клинических анализов крови и мочи, гельминтологических исследований, определение остроты зрения, исследование слуха, измерение АД.

При осмотрах обращают внимание на нервно-психическое и физическое развитие детей, состояние внутренних органов, костно-мышечной системы, зубов. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены на соблюдение гигиенического режима в школе и дома, организацию рационального питания, физического воспитания, лечение выявленных заболеваний.

^ Период младшего школьного возраста

В настоящее время патронажная сестра всё чаще становится тем специалистом, без помощи которого невозможно осуществление комплексного ухода за пациентом, проведение всех необходимых процедур и обеспечение восстановительного периода.

Патронаж может осуществляться по различным направлениям:

  • Патронаж наворожденных.
  • Патронаж пожилых людей.
  • Патронаж инвалидов.
  • Патронаж онкобольных.

В зависимости от специализации квалифицированный и опытный специалист оказывает помощь не только своему подопечному, но и морально поддерживает его родственников, объясняя, как правильно себя вести и ухаживать за больным.

Кроме этого существуют различные патронажные службы при православных храмах и благотворительных организациях, которые помимо основных направлений патронажа оказывают помощь в реабилитации наркозависимых и ВИЧ-инфицированных.

Патронажная сестра для новорожденных

Патронаж новорожденных является обязательной программой медицинских услуг, предоставляемых на бесплатной основе по месту жительства. Приходящий на дом педиатр проводит осмотр новорожденного, проверяет самочувствие матери, даёт необходимые рекомендации по уходу за малышом. Кроме этого в задачи патронажной сестры входит проверка соответствия условий проживания семьи и места пребывания младенца всем установленным нормам и требованиям.

Первый визит педиатра состоится в течение трёх дней после выписки новорожденного и матери из роддома. После этого в течение месяца патронажная сестра еще несколько раз будет приходить на дом.

В случае нежелания родителей проводить подобное наблюдение необходимо написать письменное заявление, указав объективную причину отказа.

Патронаж инвалидов и тяжелобольных

В случае когда лечение тяжелобольного человека проходит на дому, родственники не всегда в состоянии осуществить весь комплекс процедур по уходу за ним, справиться с психологическим напряжением, которое возникает при понимании беспомощности и тяжелой болезни близкого.

В таких ситуациях лучше обратиться к услугам патронажной сестры. При уходе за тяжелобольными и инвалидами работник патронажной службы выполняет следующие функции:

  • Осуществляет уход за больным, в том числе санитарно-гигиенический.
  • Контролирует изменения в состоянии здоровья больного (измерение температуры тела, давления и т. д.).
  • Контролирует наличие и приём всех необходимых медикаментов.
  • Оповещает лечащего врача об изменениях состояния здоровья больного.
  • Обучает родственников больного правильной технике ухода за ним.
  • Оказывает психологическую поддержку больному и его родственникам.

Православные патронажные службы

Православная патронажная служба может быть создана при храме, монастыре, благотворительном фонде и других некоммерческих организациях. Услуги оказываются на бесплатной основе, деятельность осуществляется за счёт частных пожертвований. Помимо основных направлений сотрудники службы помогают в реабилитации наркозависимых, предоставляют услуги няни для малоимущих многодетных семей, работают в хосписах и ВИЧ-центрах.

В случае неизлечимых болезней патронажные сестры оказывают паллиативную помощь, что очень важно для предотвращения случаев суицида среди онкобольных.

Психологическая и духовная поддержка, осуществляемая сотрудниками православных патронажных служб, помогает облегчить состояние брошенных и неизлечимо больных людей.

Из родильного дома, где малыш появился на свет, сведения о его выписке будут обязательно переданы в детскую районную поликлинику, куда кроха будет прикреплен по фактическому адресу проживания. Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре.

Первый патронаж к новорожденному должен быть выполнен не позже 1-2 дней после выписки из роддома; выписанных недоношенных детей с симптомами перинатальной и врожденной патологии медсестра и участковый доктор должны посетить уже в день выписки. Если этот день приходится на выходные или праздники, таких детишек посещает дежурный врач-педиатр.

Общая цель патронажей: создать программу реабилитации ребенка.

Оценить состояние здоровья ребенка;

Оценить состояние здоровья матери;

Оценить социально-экономические условия семьи;

Разработать программу обучения матери, направленную на удовлетворение жизненных потребностей ребенка.

Обработка пупочной ранки

Обработку пупочной ранки достаточно проводить один раз в день, после вечернего купания. Не стремитесь делать это при каждом удобном случае: так вы будете слишком часто сдирать образующиеся на ранке корочки, что не ускорит, а лишь осложнит и затянет заживление.

  • ватные палочки,
  • СПИРТОВОЙ РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОЙ ЗЕЛЕНИ («зеленка») или ХЛОРФИЛЛИПТА,
  • чистая пипетка,
  • 3%-ный РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

Вытирая (точнее, промокая) кожу малыша после купания, хорошенько просушите и область пупка.

Смочите ватную палочку в антисептическом растворе и смажьте ею ранку.

Если отделяемого и корочек в ранке довольно много (обычно такое бывает в первые дни жизни малыша), их можно удалить 3%-ным РАСТВОРОМ ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

Наберите в пипетку РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

Выпустите раствор в пупочную ранку. Соприкасаясь с биологическими средами, он начнет пениться и выносить корочки и отделяемое на поверхность.

Просушите ранку с помощью сухой ватной палочки или ватного тампона.

С помощью другой палочки смажьте ранку раствором антисептика.

В настоящее время в большинстве крупных родовспомогательных учреждений пуповинный остаток удаляют хирургическим путем на 2-е сутки жизни крохи. Обычно при подобном подходе не возникает необходимости использовать перекись водорода, так как процесс заживления проходит, как правило, гладко.

Из чего складывается патронаж новорожденных?
В его официальную программу входит целых 10 посещений врача и медсестры. Но родители могут менять его так, как удобно им и ребенку.

  • 1,3,10,14-й день — посещение педиатра
  • 2,4,11,15,21,28-й день — визиты патронажной сестры
  • К концу первого месяца жизни малыш успеет окрепнуть и мама сможет сама ходить с ним в поликлинику. Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой. Во-первых, кожа крошки тонкая, и в ней гораздо активнее, чем у нас с вами, протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться. Во-вторых, купание чрезвычайно полезно с точки зрения закаливания.

  • ванна или детская ванночка,
  • термометр для воды,
  • кристаллы марганцево-кислого калия (в первые 7–10 дней жизни малыша),
  • детское мыло или пена для ванн (1–2 раза в неделю),
  • махровая рукавичка или мягкая губка (по желанию),
  • большая пеленка или махровое полотенце, чтобы завернуть малыша после купания.

Температура воды должна составлять около 36–37о С. В целях закаливания температуру воды можно понижать примерно на 1о каждые 2 недели. В первые 10 дней жизни малыша неонатологи рекомендуют купать его в слабом (светло-розовом!) растворе марганцево-кислого калия. Для этого кристаллы нужно не бросать непосредственно в ванночку, а предварительно растворить в небольшом объеме воды, приготовив довольно насыщенный раствор, и процедить его через насколько слоев марли или бинта. В противном случае нерастворенные кристаллы могут попасть на кожу или слизистые оболочки ребенка и стать причиной серьезных химических ожогов. Мыть малютку с мылом или в детской пене для ванн нужно 1–2 раза в неделю, в остальных случаях достаточно будет искупать его в простой воде. После ванны полезно ополоснуть ребенка проточной водой (из кувшина или душа), температура которой может быть на 1–2о ниже. После купания заверните младенца в пеленку или полотенце. Тонкую детскую кожу можно только промокать, но ни в коем случае не растирать, ибо она очень легко травмируется. После ванночки следует приступить к обработке пупка.

Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике.

  • несколько ватных тампонов,
  • кипяченая вода.

Личико и глазки малыша протираем ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла глаза к внутреннему.

Необходимость в этом возникает, когда слышно, что дыхание крохи затруднено. Для этого удобнее воспользоваться ватной турундочкой (фитильком). Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном). От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.

Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.

Эти маленькие ноготки так быстро растут! По мере роста их нужно подстригать, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь «младенческими» маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Некоторым удобнее пользоваться специальными кусачками. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастание в кожу.

На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному. На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур.

Патронаж новорожденного – это активное наблюдение малыша первых месяцев жизни на дому. Патронаж проводится активно – то есть врач (или медсестра) придут сами к вам домой, и вызывать их не нужно. При выписке из родильного дома все сведения о новорожденном передаются в детскую поликлинику по месту вашего проживания. Если же кроха появился на свет в другом городе или были , то тогда мама должна самостоятельно сообщить в поликлинику о рождении младенца.

Патронаж новорожденных проводится бесплатно по системе ОМС (обязательного медицинского страхования) для всех новорожденных без исключения (даже если нет прописки и медицинского полиса). В настоящее время существует множество частных медицинских центров и поликлиник при крупных детских стационарах, предлагающих свои патронажные услуги.

Обычно все мамы очень ждут выписки из роддома , но вот вы оказываетесь дома и вас начинают одолевать сомнения – а все ли правильно вы делаете, почему кроха так плачет, достаточно ли он получает питания? Для того, чтобы не оставлять маму одну с малышом без медицинского наблюдения и была создана система патронажа.

Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.