Занимательные задания по математике для подготовительной группы

Использование занимательного материала на занятиях по математике

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не объясняют: «Я подумал и решил. Так надо сделать».

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны, как правило, детям средней и старшей групп. Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Найди и назови

Цель. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.

Ход игры. На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: «Кто нашел большой круг?», «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их — упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются педагогом. Так, с целью показа детям способа установления поэлементного соответствия в младшей группе можно провести игровое упражнение «Посадим кукол на стулья». Здесь каждое практическое действие воспитателя, а затем и детей обыгрывается. Каждый раз подчеркивается количественное соответствие: 1 кукла и стул 1.

В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета — красная и т. д.

Рекомендуем прочесть:  Можно Ли Овуляцию Проверить Тестом На Беременность

Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания — наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Развивающие задания по математике для старших дошкольников

Задания для детей подготовительной группы. Математическое развитие

Впиши пропущенные числа. Отсчёт веди в обратном порядке!

Впиши пропущенные цифры и математические знаки.

Сосчитай точки на кубиках. Результаты впиши в окошки.

Напиши пропущенные цифры на каждом конверте так, чтобы в сумме получилось число в кружочке.

Раскрась листочки, сумма чисел на которых равна 7.

Реши примеры и заполни квадраты

Реши примеры и соедини их с ответами

Реши примеры, пользуясь подсказкой в рамке

Помоги девочке добраться до платья. Она должна идти по дорожке, на которой в результате получится 8

Помоги мальчику добраться до велосипеда. Он должен идти по дорожке, на которой в результате получится 5

Впиши числа так, чтобы в каждой строчке и в каждой колонке получилось 18

Заполни табличку таким образом, чтобы в каждом ряду и в каждой колонке сумма равнялась 15

Напиши цифры в правильном порядке

Сколько здесь змей? Ответ впиши в окошко

Реши примеры и соедини каждый гвоздь с магнитом, к которому он притянется

Реши примеры и напиши ответы. Иди снизу вверх

На каждой тройке вишенок напиши цифры так, чтобы получилась сумма, указанная на листочке

Посмотри на картинку и напиши, сколько яиц разбилось

Сколько здесь фигурок каждой формы? Ответы напиши над чёрточками. Раскрась картинку.

Реши примеры и соедини линями рыбок

Напиши на листочках цифры так, чтобы получилась сумма, указанная на тыкве

Впиши пропущенные цифры и математические знаки

Впиши пропущенные цифры и математические знаки

Раскрась змеев с нечётными номерами

Сколько здесь треугольников? Ответ впиши в окошко.

Рекомендуем прочесть:  После овуляции болит грудь и тянет низ живота это пмс

У каждого цветка раскрась три лепестка так, чтобы сумма цифр на них была равна числу в серединке

Напиши на листочках цифры так, чтобы получилась сумма, указанная на тыкве

Предварительный просмотр:

Занимательные задачи по математике для детей

Цель: Учить детей счету с помощью занимательных задач.

Математические задачи «Больше/ меньше»

  • Таня нашла 3 желудя, а Марина на 1 больше чем Таня. Сколько желудей нашла Марина?
  • Костя нарисовал 4 самолета, а его брат на 2 больше. Сколько нарисовал брат?
  • Мальчики решили строить дом. Дима принес 5 кубиков, а Саша на 2 меньше. Сколько принес Саша?
  • Садовник подстригал кусты. В первый день он подстриг 6 кустов, а во второй — на 1 куст меньше. Сколько подстриг во второй день?
  • Брату 9 лет, а сестра младше на 3 года. Сколько ей лет?
  • В банке 4 стакана клюквы, а в тарелке на 2 стакана больше. Сколько в тарелке?
  • У Саши полоска длиной 9 см, у Пети на 3 см короче. Какой длины полоска у Пети?
  • Ученик сделал 7 флажков, из них несколько зеленых и 4 красных. Сколько он сделал зеленых флажков?
  • Коля вылепил 4 солдат, а Слава — 1. Сколько всего солдат вылепили ребята?
  • В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?
  • В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось?
  • На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?
  • В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе?
  • На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло?
  • На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?

Задачи на внимание и сообразительность

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (Одна)
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
  • Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи которые погасли, остальные сгорели)
  • В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

( Отдать одно яблоко вместе с корзиной).

  • На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько — на берёзе яблоки не растут.)

Яблоки с ветки на землю упали. Плакали, плакали, слезы роняли Таня в лукошко их собрала. В подарок друзьям своим принесла Два Сережке, три Антошке, Катерине и Марине, Оле, Свете и Оксане, Самое большое — маме. Говори давай скорей, Сколько Таниных друзей?

Две кричат во след за ней:

Сколько ярких звезд пропало,

Встанем в дружный хоровод.

Всех поздравим с этим днем.

Этот праздник очень яркий.

И большой цветной хлопушке.

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

В рыбьем царстве к осетру

Для детей несла в корзинке.

Деткам принесла в корзинке?
*********************
Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Занимательные задачи в стихотворной форме на развитие логического мышления детей.

В предшкольной подготовке детей дошкольного возраста большую роль играют занимательные задачи. Они помогают активизировать умственную деятельность, развивают ум, углубляют математические представления.

Дидактический материал для занятий по формированию элементарных математических представлений. Математические арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах десяти, для детей старшей и подгот.

Занимательные задачи.- Сколько ушей у трёх мышей?- Сколько лап у двух медвежат?- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Ско.

КОЛОБОК ( занимательные задачи по математике )С ребёнком надо играть, играть заинтересованно и увлечённо, и тогда наградой вам будет его горящие глаза и желание играть ещё и ещ.

Конспект итоговой НОД в подготовительной группе «Занимательные задачи Снеговика»Воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с №91» Козырева Ирина Ивановна.

Картотека занимательных задач по математике.

  • На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько — на берёзе яблоки не растут.)

Наталья Трусова
Игра-развлечение «Занимательная математика» в подготовительной группе

Цель данного мероприятия:

Объединение в совместной деятельности взрослых и детей для развития коммуникативных способностей, воспитания доброжелательности и взаимопонимания.

Задачи по организации работы с родителями:

1. Продолжить знакомить родителей с особенностями образовательно -развивающей работы ДОУ.

2. Продемонстрировать в интеллектуальной игре знания, умения и навыки, которыми дети овладели в детском саду.

Рекомендуем прочесть:  Через какое время после зачатия учащается мочеиспускание

3. Обучать родителей подбору математических игр и упражнений для развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

4. Формировать доброжелательные отношения между родителями, педагогами, детьми.

Задачи по организации работы с детьми:

• Совершенствовать умение отгадывать математические загадки.

• Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.

• Развивать логическое мышление, внимание, воображение.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа

1. Знакомство с развивающими играми-пособиями Никитина «Сложи узор», «Кубики для всех», «Сложи квадрат».

2. Использование этих игр в повседневной образовательной деятельности и в самостоятельной игровой деятельности детей.

3. Оформление информационной папки для родителей «Развивающие игры».

4. Подбор занимательных задач, вопросов. Оформление их на шкафчиках детей, чтобы дети со своими родителями могли решать их с утра, приходя в д/с, и вечером, при одевании домой.

5. Деление детей группы на 2 команды. Предложить детям вместе с родителями подумать о названии команд, сочинить девиз команды.

6. Сбор команд. Выбор капитанов и названий.

7. Оформление приглашения для родителей за неделю до назначенного срока

8. Оформление музыкального зала воздушными шариками.

Материалы и оборудование:

• Игра «Сложи квадрат II уровень» на 2 команды детей.

• Игра «Сложи квадрат III уровень» на 2 команды родителей.

• Наборы игры «Кубики для всех».

Игра «Занимательная математика»

Участники: дети и родители подготовительной группы.

Дети входят в зал под музыку. Садятся на стулья.

Воспитатель. Скоро вы, ребята станете школьниками. А для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать и уметь.

Сегодня мы будем решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность.

В игре участвуют 2 команды детей, но родители должны будут помогать им. У них будет возможность заработать для детских команд дополнительные очки.

Оценивать конкурсы будет жюри (представление членов жюри). Предварительные результаты объявляются после каждого конкурса.

Итак, жюри есть. Команды готовы. Начнём игру с разминки для родителей. Болельщикам каждой из команд нужно из отдельных перемешанных букв составить их названия.

Воспитатель. Капитан первой команды. Представьте свою команду.

Воспитатель. Капитан второй команды. Представьте свою команду.

Воспитатель. 1 конкурс «Разминка».

Команды по очереди задают друг другу занимательные вопросы, которые они подготовили дома с родителями.

За каждый правильный ответ — 1 балл.

Воспитатель. 2-ой конкурс называется «Сложи квадрат».

Каждой команде за 3 минуты нужно собрать как можно больше квадратов.

В этом конкурсе участвуют и родители.

За каждый собранный квадрат команды получают — 1 балл.

По команде дети и родители начинают собирать квадраты.

Звучит сигнал. Жюри подсчитывает собранные квадраты.

Воспитатель. В 3 конкурсе родители отдыхают, а командам за 1 минуту нужно решить и нарисовать на приготовленных листочках недостающий на рисунке самолёт.

По команде ребята показывают свои ответы и обосновывают их.

За правильный ответ — 3 балла.

Воспитатель. Жюри подводит итоги конкурса.

Пока у нас будет проходить следующий конкурс, я попрошу из каждой команды выделить по 1 знатоку, который будет участвовать в конкурсе «Собери фигуру».

Пройдите к кубикам. Ваша задача из 3-х деталей собрать следующее изображение.

Родителям предлагаем из 7 деталей собрать кубик.

А мы с остальными участниками проводим эстафету «Сложи узор».

Каждый участник по очереди ставит один кубик и передаёт эстафету следующему.

В итоге у каждой команды должно получиться изображение медали.

Воспитатель. Попрошу жюри оценивать правильность, быстроту, и то, насколько дружно команда выполняла задание.

Воспитатель. Наступает последний конкурс: «Волшебные палочки». Участвуют все.

Родители могут зарабатывать своим детям дополнительные баллы.

Задание: В каждой фигуре переложите 2 палочки, чтобы получилось 3 равные треугольника.

Баллы начисляются за каждый правильный ответ.

Жюри подводит итоги конкурса, а затем и всей игры.

Награждение победителей. Возможно совместное чаепитие.

1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 94 с.

2. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры, М. : Просвещение, изд. 3-е доп. 1989. –160 с.

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Вовлечение родителей в образовательный процесс организации совместной исследовательской деятельности Вовлечение родителей в образовательный процесс организации совместной исследовательской деятельности и гражданско-правового образования.

Воспитатель. В 3 конкурсе родители отдыхают, а командам за 1 минуту нужно решить и нарисовать на приготовленных листочках недостающий на рисунке самолёт.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.