Как научиться понимать время

Маленькие дети не ощущают ценности времени. Они отмечают не изменения на циферблате, а яркие события, произошедшие за день. Часы и минуты не потрогать руками, поэтому понимать время по часам малыш сможет только после того, как у него появятся определенные навыки. Это способность к абстрактному мышлению, навык считать и анализировать.

Учить ориентироваться во времени можно уже с 2-2,5 лет. В этом возрасте малыши уже отмечают смену светлой и темной части суток, повторяемость привычных ежедневных событий. Закреплять обучение можно вежливыми пожеланиями доброго утра, спокойной ночи. Детям постарше становятся понятны такие категории, как «сейчас», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра».

Отлично, если к 5 годам ребенок способен определить, какое сейчас время суток, различает времена года, дни недели, может вспомнить и перечислить, что он делал утром, днём и вечером. Начинать знакомство с часовой стрелкой и циферблатом можно в шестилетнем возрасте, если дошкольник умеет считать до 12, и хорошо различает цифры. Осознать функцию минутной и секундной стрелки ребенку под силу ещё позже, когда он освоит счёт до 60, а лучше — до 100.

Стрелки и циферблат часов

Первые элементы, которые показывают ребенку — циферблат с яркими, крупными цифрами и часовая стрелка. Лучше использовать специальный обучающий макет или сделать его собственноручно из плотного картона или одноразовой пластиковой тарелки. Объясните, что узнать время можно, посмотрев, на какую цифру указывает стрелка. Меняйте положение стрелки на циферблате, спрашивайте, сколько часов будет при том или ином расположении.

Напомните, что время идет только вперед. Расскажите про понятие «по часовой стрелке» и обратное ему значение. В процессе объяснения обговорите с ребенком все события из распорядка дня: в какое время он встаёт, идёт в садик, кушает и так далее.

Второй этап — ознакомление с минутной и секундной стрелкой. Секундная стрелка — самая шустрая. Длительность секунды ребенку понять легко: для этого достаточно хлопнуть в ладоши. Один хлопок — одна секунда. Нарисуйте на изготовленном циферблате деления от одного до шестидесяти и отметьте цифрами. Так ребенок наглядно поймет, что в минуте 60 секунд.

Пока секундная стрелка сделает круг по циферблату, минутная передвинется всего на одно деление. Самая медлительная — часовая стрелка, на то, чтобы описать круг, ей понадобится 12 часов.

Время до и после полудня

Внимательный ученик может задать справедливый вопрос: почему на циферблате со стрелочками всего 12 цифр, а на компьютере или планшете время указывается до 24 часов. Ответить можно так: от 0 до 12 — ночное, утреннее и полуденное время, от слова полдень — половина дня. После двенадцати протекает вторая часть суток, после 24 часов показания обновляются и отсчёт начинается снова.

Наглядно объяснить смену часового интервала можно, сделав надрезы на макете по принципу разрезания торта, не доходя до середины. Поместите под основным второй циферблат так, чтобы под делениями от 1 до 12 разместились показания от 13 до 24. Подняв отрезок с цифрой 1 ребенок увидит 13, под двумя — 14 и далее.

Покажите ребенку, как идет ход часов на электронном табло, желательно с секундным отделением. Объясните принцип работы таймера.

Советы

  • Чтобы ребенок ощутил течение времени, проговаривайте, сколько минут или часов длится то или иное действие. Например, гуляем один час, мультфильм длится 10 минут, гости придут в 5 вечера.
  • Поиграйте с малышом: спросите, что можно сделать за две минуты? За 5? За 10? Объясните, что каждая минутка имеет ценность и не воротится.
  • Купите дошкольнику часы и периодически спрашивайте, сколько времени.
  • Читайте сказки и стихи про время, смотрите мультфильмы.
  • Предложите вместе составить распорядок дня по часам. Посоветуйте дошкольнику придерживаться расписания. Этот навык обязательно пригодится ему в будущем.
  • Учите цифры, кратные 5, 10, 15, 20. Пусть ребенок выполнит упражнение: выпишет их в порядке возрастания от 5 до 100.
  • Не торопитесь, со временем малыш сможет быстро и правильно ответить на вопрос: который час?

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

  • Возьмите мягкую игрушку, например, мишку и установите часовую стрелку на макете. Скажите, что Мишутка торопится к маме и спрашивает, который час. Пусть малыш подскажет время.
  • В следующий раз возьмите мишку, который будет «говорить» неправильное время. Дайте малышу поправить его и назвать верное значение.
  • Поиграйте в автостанцию: передвигая стрелочки, «отправляйте» автобусы в рейсы в указанное время.
  • Используйте регламент, делая зарядку: прыгайте, приседайте, делайте махи руками и ногами в течение 1-2 минут.

Важность ритма.

Время, как мы знаем, это абстрактное понятие, поэтому его сложно научиться понимать в раннем возрасте. Психологи выяснили, что понятие времени у ребенка закладывается еще в утробе матери. Но время у детей формирует пространственно-временную ориентацию, биоритм. Всем новорожденным необходим ритм: режим кормления,смена дня и ночи, укачивание, так же все ритмичное, что ребенок воспринимает на слух, например песенки, стишки и т.д. Кроме того, малыши и сами создают для себя ритм — сосут палец, качают головой. Ритм для маленьких детей является основой баланса, который необходим для нервного спокойствия малыша. Многие родители переживают, что их ребенок скоро пойдет в школу, но еще не понимает и не осознает конкретное время. До семи лет ребенок просто не может понять абстрактное время. Дети никогда не скажут: «Это было в прошлом июне», а скажут: «Это было, когда я был на даче». Это связано с тем, что градация времени в их сознании отличается от взрослой, существует только прямая связь с событиями уже пережитыми или переживаемыми в данный момент времени, даже будущее для детей сложно дифференцировать. У них есть прошлое — события уже случились, будущее — случатся когда-то, и есть очень объемное и понятное настоящее! Дети живут настоящим моментом, чему мы, взрослые, должны иногда снова учиться! Так что же должен понимать ребенок до семи лет? Первым шагом в осознании событий является понятие о временах года, месяцах и днях недели.Закладываем первые кирпичики абстрактного мышления у дошкольника!

Рекомендуем прочесть:  Температура У Беременных Во Втором Триместре

С чего начать?

У времени есть два свойства: первое — цикличность, все возвращается на круги своя, для этого вы можете использовать часы с круглым циферблатом. Понимание времени с помощью круглого циферблата поможет в дальнейшем лучше понять дроби, части, а так же даст более наглядное значение словам: «прошлое», «будущее» и «настоящее». Второе свойство времени — неповторяемость, что можно понять при помощи электронных часов, т.к. на этих часах мы видим только «сейчас»!
Ребенку полезно знать обо всех свойствах времени, а значит, иметь представление не только об обычных, но и об электронных часах.
Сначала дошкольнику нужно объяснить основные, базовые понятия времени. Для этого вы можете выполнить со своим ребенком некоторые упражнения. Например, поговорите с ним о его возрасте, сколько ему было два года назад, сколько будет через пять лет и т.д. Обсудите с малышом его умения раньше, сейчас и в будущем.
Очень важно познакомить ребенка с такими понятиями, как минута, секунда, час. Это лучше сделать с помощью игры, например, что можно сделать за секунду? Хлопнуть в ладоши или ударить по мячу. Затем поговорите с ним о том, что можно сделать за минуту, за час, за день. С чего же начать обучение ребенка определению времени?
Объясняя ребёнку последовательность событий, совсем не обязательно и даже не нужно говорить, где на часах, какая стрелка, и что она означает. Он ещё не готов воспринять эту сложную информацию, т.к. она ему просто не нужна. Помните, мы говорили про ритм? Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий (ритм), например, в сказках — сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка.

Прежде чем начать учить малыша пользоваться календарем, рассказывать ему, что такое сутки, неделя, месяц, год, надо познакомиться с понятиями «сначала», «потом», «сейчас», «до того», «после того», «скоро» и другими, связанными с течением времени.
Общаясь с ребенком в течение дня, играя, занимаясь с ним, комментируйте свои действия словами.
В будущем времени: сначала мы умоемся, потом будем завтракать, сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садится обедать, потом ты будешь рисовать.
Для ознакомления с этими понятиями можно также использовать картинки с изображениями каких-либо последовательных действий или явлений: рост и развитие растения или животного; последовательные действия по изготовлению чего-либо (сначала строят фундамент, потом первый этаж и все последующие, затем крышу).
Рассматривайте картинки, рассказывайте ребенку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать. После прочтения сказок вместе с ребенком разыгрывайте их, используя игрушки следя за тем, чтобы ребенок не путал порядок действия.
Купите тоненькие книжки с простейшими сказками, вырежьте иллюстрации и наклейте на картонки. Их можно использовать для разыгрывания сказки.

Определяем времена года.

Следующий шаг – это выработать понимание у ребенка времен года. Нужно не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года, но и наглядно объяснить ему те перемены, которые происходят с погодой и природой осенью, летом, зимой и весной. Для этого выйдите на улицу, понаблюдайте, покажите малышу, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии того или иного уголка на улице в разные времена года или даже каждый месяц и сравнивать их между собой. Рекомендуется также прочесть сказку «Двенадцать месяцев» С. Маршака и «Синичкин календарь» В. Бианки.
Купите отрывной календарь, где каждый лист это один день. Так же, начиная заниматься с малышом, удобнее пользоваться календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Тогда он наглядно сможет увидеть весь год и отдельно месяцы и дни. Помните, что ничего не должно отвлекать ребёнка от нужной ему информации, поэтому отрежьте или заклейте все отвлекающие внимание картинки. Рассмотрите ваш календарь, как на нем изображаются дни, недели и месяцы – дней очень много. Каждое утро называйте, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц. Можете дополнительно писать это все буквами и цифрами из магнитной азбуки прямо на холодильнике. Скажите, что день, который наступил, кроме своего «имени», имеет еще и название «сегодня». А день, который кончился, называется «вчера» и т.д. А день, который наступит, пока называется «завтра». Через некоторое время расскажете, что такое позавчера и послезавтра. Конечно же ребёнок сразу не запомнит все, что вы ему рассказываете, но если уделять этому по 5 минут каждый день, соблюдать ритм и последовательность передачи полезной информации и подавать её в игровой форме, то ребенок запомнит и сможет пользоваться новыми навыками быстрее. Старайтесь в течение дня возвращаться к изучаемым предметам и навыкам, ищите в повседневной жизни, природе, сказках, мультфильмах примеры того, что рассказываете своему ребёнку. Так у малыша быстрее будет развиваться причинно-следственное мышление, будут выстраиваться цепочки событий и их последовательность.

Рекомендуем прочесть:  Через Сколько Можно Забеременеть После Приема Джес

Теперь можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее.
Можно нарисовать плакат, на котором будут большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Пяти событий, повторяющихся в одно и тоже время будет достаточно. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах.
Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной: на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д. Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.

Время, как мы знаем, это абстрактное понятие, поэтому его сложно научиться понимать в раннем возрасте. Психологи выяснили, что понятие времени у ребенка закладывается еще в утробе матери. Но время у детей формирует пространственно-временную ориентацию, биоритм. Всем новорожденным необходим ритм: режим кормления,смена дня и ночи, укачивание, так же все ритмичное, что ребенок воспринимает на слух, например песенки, стишки и т.д. Кроме того, малыши и сами создают для себя ритм — сосут палец, качают головой. Ритм для маленьких детей является основой баланса, который необходим для нервного спокойствия малыша. Многие родители переживают, что их ребенок скоро пойдет в школу, но еще не понимает и не осознает конкретное время. До семи лет ребенок просто не может понять абстрактное время. Дети никогда не скажут: «Это было в прошлом июне», а скажут: «Это было, когда я был на даче». Это связано с тем, что градация времени в их сознании отличается от взрослой, существует только прямая связь с событиями уже пережитыми или переживаемыми в данный момент времени, даже будущее для детей сложно дифференцировать. У них есть прошлое — события уже случились, будущее — случатся когда-то, и есть очень объемное и понятное настоящее! Дети живут настоящим моментом, чему мы, взрослые, должны иногда снова учиться! Так что же должен понимать ребенок до семи лет? Первым шагом в осознании событий является понятие о временах года, месяцах и днях недели.Закладываем первые кирпичики абстрактного мышления у дошкольника!

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Количество источников, использованных в этой статье: 11. Вы найдете их список внизу страницы.

Количество просмотров этой статьи: 93 360.

Навык считывания времени по часам освоить достаточно легко, уделив ему немного времени и усилий. Аналоговые часы обладают круглым циферблатом, поделенным на секторы, а положение часовой и минутной стрелок на нем помогают узнать точное время. С цифровыми часами необходимо просто уметь считывать цифры, обозначающие часы и минуты. Однако, порой можно запутаться, когда в часах используются римские цифры или военный формат времени. Тем не менее, даже с этим несложно разобраться, если немного постараться. С определенной долей практики вы научитесь без труда считывать время по часам.

Количество источников, использованных в этой статье: 11. Вы найдете их список внизу страницы.

Течение времени дети начинают чувствовать, едва родившись, ожидая кормлений и общения с мамой. Малыши постарше наблюдают, как ночь сменяет день, связывают привычные события: прием пищи, прогулки, вечерние процедуры с темным и светлым временем суток.

Определить, готов ли ребенок ознакомиться с циферблатом и стрелками, можно по его умению распознавать цифры. Если он с легкостью считает до 60 и дальше, знает, как выглядят двузначные числа, можно начинать. Как правило, это происходит к 6 годам.

В этом возрасте дошкольник имеет понятие о частях суток и их особенностях, осознает понятия «завтра», «вчера», «сегодня». У него уже есть сложившийся распорядок дня.

Хорошо, если малыш сам даст знать, что интересуется ходом часов, задавая вопросы: «А двадцать минут — это долго?», «Когда мы пойдем гулять?» К этому моменту у родителей должен быть примерный план, как научить ребенка определять время.

Рекомендуем прочесть:  Может Ли При Внематочной Беременности Быть Месячные

Начинаем изучать часы

Лучше всего для обучения подойдет модель с крупным циферблатом и четкими цифрами. Лучше, если они будут круглыми, без отвлекающего декора. Макет можно изготовить своими руками из плотного картона вместе с ребенком.

  • Мотивация. Расскажите малышу о том, что этот механизм нужен человеку, чтобы никуда не опаздывать. Кто умеет дружить со временем, много успевает. Поэтому выучить, как правильно определять время, необходимо всем.
  • Знакомство с часами. Дайте понять малышу, что такое циферблат, стрелки, для чего нужны цифры. Расскажите, что стрелки передвигаются только вперед. Предложите вместе подумать, почему нет обратного хода времени.
  • Механизм работы. Обратите внимание, что на обычных часах существует две стрелки: часовая и минутная, дайте знать, что есть модели и с секундной. Объясните, что такое секунда, минута, час.
  • Начинайте обучение с целых чисел, изображенных на циферблате. Для удобства снимите тоненькую минутную стрелку и работайте только с крупной. Скажите, что она считает количество часов. Тренируйтесь, перемещая стрелку, и просите кроху называть, который час она показывает.

Совет. Понять, как работает стрелка, малышу проще по плакату, на котором возле каждого часа изображена какая-либо деятельность: игра, завтрак, прогулка. Желательно, чтобы картинка совпадала с режимом дня ребенка.

Собираясь выполнять то или иное действие, соотносите его со временем, изображенным на плакате.

Для того чтобы малыш лучше различал дневное и ночное время, сделайте своеобразный тренажер: часы с двойным циферблатом:

  • Вырежьте два круга из картона, одного размера, но разных цветов. На круге с «дневным» временем напишите или приклейте цифры от 1 до 12, с «ночным» — от 13 до 24.
  • Вырежьте стрелки, для удобства можно тоже сделать их разного цвета и подписать.
  • На циферблате с цифрами от 1 до 12 слегка надрежьте картон отрезками равной длины по бокам от цифр так, чтобы при поднятии сектора образовалось окошко.
  • Прикрепите секундную и минутную стрелки декоративной кнопкой с двумя циферблатами к основанию макета, выполненного из плотного материала. Циферблат с привычными цифрами должен располагаться сверху.
  • Покажите ребенку, какой «дневной» цифре соответствует ее «ночная» соседка. Выставьте стрелки определенным образом и предложите ребенку самому назвать, сколько времени.

Совет. Параллельно осваивайте электронный формат цифр. Дайте малышу в руки секундомер: пусть наблюдает, как значения равномерно сменяют друг друга. Предложите поиграть: за сколько секунд вода наполнит чашку или малыш вымоет руки. Сколько раз можно подпрыгнуть за секунду? А за минуту?

Стихи о времени для детей

Очень хорошо в процессе обучения использовать короткие стишки для запоминания основ времени. Так ребенку будет веселее и проще погрузиться в процесс познания этого понятия.

Вот самые веселые и интересные стихотворения.

Пробегут часы, минутки
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.

Стрелка первый круг проходит, —
Полдень в гости к нам приходит,
А она спешит опять
Час за часом отмечать.

Стрелка круг второй прошла, —
В гости полночь к нам пришла,
День прошел, прошла и ночь, —
Убежали сутки прочь.

На секунды счет идет,
Гномик вырвался вперед,
Но не знает он пока,
Как секунда коротка.

Посмотри — ка на часы —
Стрелки здесь не для красы:
Они указали для нас
Секунду, минуту и час.

Секунду — тоненькая,
Минуту — длинненькая,
А коротенькая — час:
Так бывает всякий раз.

Шестьдесят секунд прошли —
Мы к минуте подошли.
Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.

Ходики внезапно стали.
Что случилось, что стряслось?
Стрелки сразу перестали
День наматывать на ось.
Оглядел их мрачновато
Сероглазый циферблат:
«Если вы не виноваты,
Кто-то всё же виноват?»
«Может быть, — подумал Рома –
Сил у маятника нет, —
Головою вниз попробуй
Покачайся столько лет!»

На стенке в комнате часы,
Висят они не для красы.
И в ритм стуча: тик – так, тик — так.
Всем подают условный знак.
День — ночь меняют за окном.
Рассвет чудесный. А потом
У человека круглый год
Пришла пора дневных забот.

Посмотрите еще одно интересное видео про обучению времени детей.

Ценить время, использовать его с толком ребенка нужно учить с детства. Спрашивайте его, что хорошего, полезного или приятного можно сделать за час, минуту, полчаса. Не ждите быстрых результатов, не торопите в процессе обучения: ориентация во времени – навык сложный.

Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.