Конспект занятия всё о часах старшая группа доу ознакомление с окружающим

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33» города Славгорода Алтайского края

образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Часы».

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Часы».

Цели: познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время; учить чётко и последовательно излагать с вои мысли; развивать исследовательский интерес и любознательность.

Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.

Материал: запись звуков, часы, магнитофон, карандаши, фонарик.

Воспитатель: Садитесь на ковёр. Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться. ( Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)

— Какие звуки вы услышали? ( Крик петуха, звонок будильника, сигнал радио, бой часов и т.д.)

— Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков? (Эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.)

— А будильник, это что такое? ( Это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром .)

— А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время? ( По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д. ( показ слайдов)

— А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.

— Вот мы с вами и попали в Египет (показ слайда ), древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень ( показ слайда).

Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.

— Какие часы придумали древние египтяне? ( Солнечные часы.)

— Всегда ли можно определить время по этим часам? ( В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.)

— А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее? Ответы детей.

— За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света .( Показ слайда)

— В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании? ( Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать.)

— Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу . (Показ слайда)

— Песочные часы используются и сейчас. А где мы можем сейчас встретить такие часы? А кто в нашем детском саду пользуется такими часами?

— В медицинском кабинете. Наша медсестра пользуется такими часами, когда греет нам горло или нос.

— Чем неудобны в использовании такие часы?

— Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.

— Мы говорим, что в водяных часах время….(текло), а в песочных часах…..(пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи (показ слайда). Почему люди перестали использовать свечи, как часы? ( Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь).

— Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас. ( Показ слайда).

— Сначала механические часы были больших размеров и располагались на самых высоких башнях в городе, откуда их было видно и слышно всем жителям города.

— Какие главные часы в нашей стране? Как они звучат? ( включается запись боя Кремлевских курантов ) ( Это кремлевские куранты на Спасской башне Кремля.) (Показ слайда)

— Внутри часов работает сложный механизм. Видите сколько там разных деталей?

Показ разобранного будильника.

— Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.

— Тик – так, тик – так, (наклоны головы то к одному, то к другому плечу).
Все часы идут вот так
Тик – так.
Смотри скорей, который час (раскачивания в такт маятника)
Тик – так, тик – так, тик- так.
Налево – раз, направо – раз (наклоны головы то к одному, то к другому плечу )
Мы тоже можем так.
Тик – так, тик – так, тик – так.

Воспитатель: Почему часы называют механическими? (Внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие.)

— Что мы видим, глядя на часы? ( Циферблат. Стрелки – маленькую и часовую, цифры.)

— Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. (Показ слайда) В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

( В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.)

— Чем отличаются механические часы от электронных? ( У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.)

— Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.

— Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.

— Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.

— Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, но время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас придумает новые часы и их будут называть “космические”.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать часы — либо те, о которых мы говорили сегодня, либо придумать свои

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами «В мире часов» с использованием ИКТ Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет.

Занятие по окружаещему миру для подготовительной группы в целях познания и ознакомления детей с часами и обучению определять время.

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней.

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит.

НОД — экскурсия в групповой мини-музей «Часы».

Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве.

— А будильник, это что такое? ( Это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром .)

Цель: используя социально-педагогический потенциал окружающей среды; давать детям элементарные знания и понятия о развитии часовых механизмов. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Коррекционная задача: развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение. Совершенствовать-словесно логическое мышление.

Словарь: солнечные, водяные, природные, настенные, Кремлевские куранты, механические, электрические, электронные, карманные, свеча.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок, каталог часов, заучивание стихотворений, загадывание загадок, подбор экспонатов.

Оборудование: различные виды часовых механизмов, шнур, обруч, мяч, смайлики, фишки, витамины, конфеты.

Организационный момент: игра с мячом «Назови часы».

Воспитатель: загадывает загадку:

— Мы сегодня отправимся в мир часов. Хотите увидеть и побольше узнать о часах?

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны часы?

Дети: во время приходить в детский сад, не опаздывать на транспорт, в магазин и т.д.

Воспитатель: — Умеете пользоваться часами?

Воспитатель: — Не огорчайтесь — скоро и вы научитесь узнавать время, а я вам в этом помогу. А стихотворение кто — то знает о часах? (Читает стихотворение.)

За часом час за годом год

— Почему необходимо беречь время?

— В какое время вы встаете утром?

— Приходиться ли вас долго будить?

— Зарядку дома все успеваете сделать? (нет)

(Сейчас все вместе сделаем «Зверобика» под музыкальное сопровождение.)

Воспитатель – Давным-давно, когда часов еще не было, люди время узнавали по солнцу: вкопали в землю столб, а вокруг столба чертили круг, делили его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Всходило солнце, и тень от столба медленно двигалось по кругу, отмечался час за часом. Вот так были изобретены первые часы (показ с объяснением) и назвали их солнечными.

— Как называли первые часы? Дети — (солнечные) (справка более 4000 лет назад в древнем Египте).

(Практическая работа с детьми: выкладывается круг и делятся на части с помощью (шнура либо каната.)

Остановимся вот так. (дети выполняют действия)

Воспитатель: — В темное время суток, и пасмурные дни люди не могли пользоваться солнечными часами, и поэтому придумали водяные часы.

(С детьми рассмотреть, объяснить устройство водяных часов.)

— Почему люди придумали водяные часы? (ответы детей).

Воспитатель: — Дети, посмотрите, что у меня в руках? (правильно свечка).

Оказывается это тоже часы, сгорает свеча показывает сколько прошло времени. Они появились1000 лет тому назад (демонстрирует).

Это песочные часы. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний.

Высыпался песок – значит прошло 3, 5, 10 минут, от количества песка зависит и время. часы переворачивают и свет времени продолжается (их используют в медицине).

В нашем детском саду где вы видели такие часы? (провести демонстрацию часов)

Воспитатель: — Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями, и взлетев на забор, кричат «ку-ка-ре-ку!». Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. (Демонстрация с помощью фонограммы.)

— Часы цветы. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая. Шиповник, лен и др. Цветы которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать… В пасмурную погоду цветочные часы не «работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб. (Демонстрация с использованием цветов.)

Рекомендуем прочесть:  Как лучше для зачатия перед овуляцией или после

Пальцевая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье,

Дружно дают под землей корешки.

— А еще есть самые главные часы России – это Кремлевские куранты (воспитатель выставляет иллюстрацию, либо макет). Они установлены на Спасской башне в Москве. Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и проникает во все уголки нашей Родины. (Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение.)

— Человек не остановился на природных часах и изобрел самые первые механические часы с маятником. Внутрь их поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. (Объяснить важность стрелок.)

Здесь вот часы без пружин – работают от батарейки.

— Мы посмотрели часы со стрелками, но есть и другие – в таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть.

— Эти часы электронные, они работают на батарейках или от электросети.

— Дети, а вы знаете какие самые точные часы в мире (атомные)

— Их используют для особо точных измерений времени.

(Созданы в 1948 году. Ошибка в точности этих часов – 1 секунда в 300 0000 лет – справка для взрослых.)

Каких только часов не придумал человек – настенные, напольные, башенные, каминные, будильники, наручные, карманные, настольные, часы-кулон, часы-кольцо, часы-игрушка и много других часов.

Воспитатель: А сейчас игра «Кто больше знает о часах»

1. При помощи какого прибора измеряется время?

3. Как люди измеряли время до появления часов?

5. Как называются главные часы нашей Родины и где они находятся?

6. Какую пользу человеку приносят часы?

7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

8. Какая стрелка на часах важнее?

Итог занятия: — Чем сегодня занимались? Что больше всего понравилось?

(Отметить активных детей смайликами, витаминами, конфетой и т. д.)

7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?

Анна Кузьменко
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что мы знаем о часах»

Цель: познакомить детей с историей возникновения часов,их разновидностями,закрепить знания по ориентировке во времени по часам (с точностью до часа). Научить изготовлению простейших водяных часов.

Воспитатель. Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Мы день не спим, мы ночь не спим,

И день и ночь стучим, стучим. (Часы)

Сегодня я расскажу вам, как появились часы. Первыми часами, которые придумали люди 2-3 тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и, значит, скоро вечер. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?

Люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки-сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время,надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени:»Сколько воды утекло». Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы (демонстрирует)

Похоже и устроены и песочные часы (демонстрирует). Время шло и люди придумывали новые приборы для измерения времени. Первые механические часы были изготовлены в Китае в 725 году до нашей эры. В давние времена часы считались большой редкостью. В некоторых государствах их можно было увидеть лишь на башне на главной площади. При таких часах жил специальный мастер-часовщик. Старинные часы были громоздкими, со сложным механизмом. Они имели всего одну стрелку-часовую. Тогда не измеряли время минутами. Люди жили размеренно, не торопясь. Минутная стрелка на часах появилась всего 300 лет назад, а секундная еще позже.

Шли века,жизнь делалась все более шумной и торопливой. Люди все больше дорожили временем. Постепенно часы стали необходимы каждому человеку.

Каких только часов не придумывали для щеголей и модниц! Тут были звезды, бабочки,цветы-все, что захотите. Часы украшали эмалью,драгоценными камнями. Их вставляли в серьги, в перстни, носили на шее, на груди и даже на животе. Вот только на руку, как сейчас, часы не надевали.

Вы немного устали. Давайте разомнемся. Игра «Ходят стрелочки по кругу».

И хотят догнать друг друга.

(Дети ходят по кругу взявшись за руки)

Стрелки,стрелки не спешите,

Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.

Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12.

Игра повторяется несколько раз. Ведущим может быть ребенок.

Воспитатель А сейчас взгляните на картинку на доске. На ней изображены предметы, которые окружают нас в жизни. Вы должны рассмотреть картинку и найти часы. Подходите к доске по очереди, показывайте на часы и называйте их. Чтобы не было повторов, ставьте на найденные вами часы магнит. (дети выполняют задание)

Воспитатель Вы замечательно справились с заданием! Давайте пересчитаем магниты. (Дети считают).

На картинке «спряталось» двенадцать часов, и все они такие разные (убирает картинку). У вас на столах есть цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, бумага. Нарисуйте,пожалуйста,часы. кто какие захочет.

Дети рисуют. По окончании воспитатель вывешивает рисунки на доске. Дети их рассматривают.

Воспитатель. Сегодня на занятии вы узнали много нового, изготовили водяные часы, поиграли, нарисовали отличные рисунки.

«Доброе электричество». Занятие по ознакомлению с окружающим миром, для подготовительной группы «Доброе электричество» Занятие по ознакомлению с окружающим миром, для подготовительной группы. Занятие по ознакомлению с окружающим миром,.

«История народных игрушек». Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром (предметное окружение) в подготовительной группе «История народных игрушек».

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир природы» в подготовительной к школе группе №9 Цель: • Систематизировать знания детей о природе, через эмоциональное отношение к окружающему миру. Задачи: • Продолжать формировать познавательный.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» в подготовительной группе Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Что мы знаем о птицах?» План работы с детьми: 1. Знакомство детей со строением птицы (чем отличаются птицы от животных? Перья, клюв, 2 лапки, крылья, летают). 2.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что мы знаем о космосе и космонавтики?» Воспитатель: Соловьева М. В. Познавательное развитие Тематическое занятие «Что мы знаем о космосе и космонавтике?» Задачи: 1. Создавать условия.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Эти загадочные деревья» Познавательный час в старшей группе «Эти загадочные деревья» Составила: Рыжова Ю. Ю. 2016-2017 учебный год. Цель: расширять и закреплять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старше-подготовительной группе «Лягушка» ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Загадка Кто по лесистой Мокрой тропинке, Прохладу любит, не жару, И мечет под водой икру, Детёныши её с хвостами. Кто.

Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой.

в старшей группе МБДОУ д/ с № 3

Развивать у детей мышление, речь, внимание.

Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о природе.

Оборудование: картинки по временам года, нарисованные куклы в разной одежде.

Предварительная работа: заучивание стихов по временам года.

К нам сегодня в гости пришли четыре подружки (показ кукол в одежде по сезонам)

Дети, а посмотрите, что-то необычное замечаете?

Дети: Куклы одеты по-разному.

Воспитатель: Действительно. А как это по-разному?

Никита: Эта кукла одета в теплую шубу, а эта в сарафанчик.

Марианна: А эти куклы одеты почти одинаково в курточки и шапки.

Воспитатель: А вы не догадались, как можно назвать этих кукол?

Карина: Я думаю это кукла «зима», а это «лето», это «весна», а это «осень».

Воспитатель: Дети, вы согласны, что этих кукол можно так назвать? А как общим словом их можно назвать?

Воспитатель: Я знаю одного мальчика Васю, он с папой однажды пошёл гулять. Вышли они во двор, а там деревья стоят в желтых листочках, листья желтые, красные, коричневые лежат под деревьями (показ картинки).Солнце светит, но на улице похолодало. Вася стал собирать листья, набрал большой букет, решил подарить его маме. Но тут пошёл дождь мелкий, холодный. Папа с Васей ушли домой. Вася рассказал маме, как хорошо было гулять во дворе.

— Ребята, а вы догадались, какое время года?

Дети: Это осень, потому что листья на деревьях желтые, красные, коричневые, и идёт дождик мелкий и холодный.

Воспитатель: Но это ещё не вся история про Васю и его папу. Хотите узнать, что было дальше?

А дальше прошло немного времени, Вася ходил в детский сад. И вот однажды выходя из дома он увидел свой двор белым, белым. Снег лежал везде: на деревьях, на скамейках, на крышах, на машинах (показ картинок). Обрадовался Вася, можно играть в снежки, а с ребятами в детском саду они слепили снеговика. Узнали, какое время года наступило?

Дети: Зима, потому что много снега, холодно, дети играют в снежки, лепят снеговика.

Воспитатель: А как одеты дети?

Андрей: Дети одеты в тёплые пуховики, тёплые шапки, варежки, шарфы.

Воспитатель: Пришёл Вася домой и рассказал маме, как ему нравится время года «зима».

Дети, а вам нравится зима? Пойдемте играть в снежки (искусственные белые шарики, сшитые из синтепона).

Разделимся на две команды и будем обкидывать друг друга снежками. Правило: за черту не заходить! 3-5 минут.

Рекомендуем прочесть:  Как Во Время Схваток Сидеть На Мяче

(Хвалю детей за весёлую игру, выслушиваю высказывания детей кто в кого попал и сколько раз)

Воспитатель: Но и это ещё не вся история Васи и папы. Слушайте, что было дальше.

Прошло время. Наступил выходной, проснулся Вася и видит сидит папа на кухне и что-то делает. Вася подошёл ближе и видит в руках у папы маленький кораблик. Папа и Вася позавтракали и пошли во двор, увидели ручей, который вытекал из-под большой кучи снега.

— Откуда здесь ручей? – спросил Вася (показ картинки)

— Это снег тает – объяснил папа. Они стали пускать кораблики. А когда пришли домой Вася рассказал маме, как здорово они с папой провели время.

Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Весна, потому что снег тает, бегут ручьи, сосульки на крыше.

Воспитатель: Прошло ещё немного времени. Однажды папа сказал. – У нас с мамой отпуск, мы едем к бабушке в деревню, поспели ягоды. Когда Вася с мамой и папой приехали в деревню, они пошли в лес собирать землянику.

Это очень вкусная, полезная ягода и очень вкусно пахнет. Ягод было много набрали они полное ведёрко, отнесли бабушке (показ картинки). Догадались какое это время года?

Дети: Лето, потому что поспели ягоды. Потом Вася приехал домой, а когда пришёл в детский сад, рассказал ребятам, как он собирал ягоды и что время года лето ему очень нравится. Вот такая история произошла с Васей.

Ребята, а как вы думаете, какое время года больше всего нравиться мальчику?

Диана: Я думаю все нравятся, потому что, он приходил домой и говорил маме, как хорошо было.

Воспитатель: Расскажите, а вам какое время года нравится и почему?

Воспитатель: Я предлагаю сейчас пойти погулять и посмотреть, что же мы хорошего и интересного найдем на улице.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Диана: Я думаю все нравятся, потому что, он приходил домой и говорил маме, как хорошо было.

Конспект НОД
по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста

«Телемост с музеем часов» был разработан с целью активизации познавательной активности старших дошкольников, через отражение полученных знаний.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №74

по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста

«Телемост с музеем часов»

Цель: Активизация познавательной активности старших дошкольников, через отражение полученных знаний о достопримечательностях города в детских видах деятельности.

1. Расширять знания детей о родном городе, его достопримечательностях.

2. Расширять словарный запас детей (телемост).

3. Развивать познавательную активность старших дошкольников, через исследовательскую деятельность ( изготовление песочных часов).

4. Формировать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять инициативу, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Предварительная работа: дидактические игры и упражнения о свойствах песка, стекла, рассматривание иллюстраций музеем города.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, подарочная коробка с песком и стеклом, материал для изготовления песочных часов.

Воспитатель:Ребята, сегодня к нам в гости пришел часовщик. Ой, а где же он? Осматриваются по сторонам и никого не находят в это время

раздается звонок по скайпу: (звонок от гостя-часовщика)

Гость не смог приехать и звонит по скайпу. Сообщает, что приехать не смог и передал подарок ребятам детского сада. Связь резко обрывается. Подарок передаёт помощник воспитателя.

В процессе принятия подарка воспитатель роняет коробку. Коробка падает, слышится звук разбитого стекла.

Воспитатель: Что за странный звук, что- то он мне напоминает…

А вам? Что это может быть? (выслушивает все варианты детей, по ходу проговаривая: возможно, точно похоже, какой интересный вариант, какой ты внимательны, замечательно я бы даже не подумала, прекрасно такое тоже можно, идеальная версия, чудесный ответ и т.д.)

Воспитатель: (сокрушается) О, нет! Как же так! Что же я наделала? Давайте посмотрим, что осталось от подарка. (в коробке лежит песок и стекло).

Воспитатель: Что это ребята?

Дети: Песок и разбитое стекло.

Воспитатель: Ребята подумайте, песок и разбитое стекло, значит здесь лежал какой-то предмет и он разбился. Как вы думаете, что это за предмет? Вспомните, есть ли такой предмет, в котором сочетается песок и стекло?

Если дети не могут ответить, загадать загадку, выразив словами: Да, да, про песочные часы есть загадка хотите послушать?:

В них песчинки текут – секунды бегут!

Как песчинки собрались – холмиком улеглись!

В колбочке из стекла, так и минута истекла!

Воспитатель:показывает песочные часы.

Воспитатель:кто знает, какое свойство песка использовали для того чтобы сделать песочные часы? Как выглядят самые старые песочные часы?

Воспитатель: Вот и я не знаю как ответить на этот вопрос, надеялась на вас. Кто же нам может помочь? Где мы можем об этом узнать? (ответы детей).

Воспитатель: Где в нашем городе можно узнать о песочных часах?

Воспитатель: Конечно в музее, у меня и адрес есть мы можем поговорить по скайпу! Кто-нибудь общался по скайпу? Хотите попробовать? Какой вопрос нам нужно задать (ФИО )

О чем вам еще хочется узнать?

Воспитатель: а что если нам спросить у экскурсовода музея про песочные часы, давайте свяжемся с ним по скайпу.

Воспитатель: Доброе утро! Мы ребята из детского сада №74

Экскурсовод: Доброе утро ребята!

Воспитатель и дети: Мы хотели бы познакомиться с вами. Как вас зовут?

Дети: Мы рады знакомству с вами!

Воспитатель: Мы получили посылку в ней песок и стекло и пришли к выводу что это были песочные часы.

Экскурсовод: Что же вас интересует?

Воспитатель: Нас интересует история возникновения и использования песочных часов

Экскурсовод рассказывает детям о песочных часах

Дети задают вопросы: (примерные вопросы)

Где использовались песочные часы?

Как давно использовались песочные часы?

А какие самые маленькие песочные часы есть в музее?

А какие самые большие песочные часы есть в музее?

Какие вообще есть экспонаты песочных часов, имеются в вашем музее? (необычные песочные часы)

После того как дети пообщались с экскурсоводом благодарят за интересную беседу, прощаются!

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательные и любите делать, что-то новое своими руками. Я предлагаю сделать песочные часы.

Далее предложить детям пройти за столы где все готово для изготовления песочных часов, дать инструкцию по их изготовлению.

На столах у детей : емкости с песком, пластиковые ложки для засыпания песка, склеенные между собой футляры, крышки, секундомер.

Изготовление песочных часов.

После того как дети сделают песочные часы предложить им подумать как же в течении дня можно использовать эти часы например: при одевании на прогулку, умывании и т.д.

Инструкция по изготовлению песочных часов

Д ля изготовления песочных часов нам понадобится:

Песок (мелкий, не пылящий например для шиншилл)

Гвоздь или шило (для проделывания отверстий в футлярах)

Заранее сделать отверстия горячим гвоздем

Эпоксидным клеем склеить между собой футляры

Насыпать песок в одну половинку, закрыть крышечками

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любознательные и любите делать, что-то новое своими руками. Я предлагаю сделать песочные часы.

Занятие в старшей группе на тему «История часов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение (ясли-сад) № 11 «Жемчужинка» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

на тему: «История часов».

занятия в старшей группе на тему:

«История часов»

Цель: Расширить представления детей об окружающем мире вещей.

Познакомить детей с историей возникновения часов. Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Познакомить детей с циферблатом часов, часовой, минутной и секундной стрелками. Подвести к пониманию, что человек создал часы для облегчения своей жизни. Расширить словарный запас детей: часы солнечные, водяные, огненные, электронные, куранты, циферблат, механизм.

  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между

назначением и способами употребления.

  • Развивать логическое мышление, умение наблюдать, анализировать,

сравнивать, выделять характерные признаки предметов, умение делать

  • Развивать исследовательский интерес, творческое воображение и
  • Учить чётко и последовательно излагать с вои мысли.

1.Воспитывать интерес к технике, к истории предметов.

2.Воспитывать дружеские отношения между детьми,

взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками,

  • Воспитывать бережное отношение к часам, уважение к людям,

изготавливающим и ремонтирующим часы.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, часы и макеты часов (солнечные, песочные, водяные, огненные, настенные, карманные, наручные, настольные, башенные, электронные, игрушечные), оборудование для проведения опыта (большой бумажный циферблат, фонарик, деревянный столбик), оборудование для игры (круги из ватмана, комплекты бумажных цифр и стрелок, клеящие карандаши), две мягкие игрушки в форме будильников.

Предварительная работа: создание музея часов, чтение рассказов, сказок, стихотворений и загадок о часах.

Ход занятия:

  • Организационный момент.

Дети входят в группу. Воспитатель встречает их с двумя мягкими игрушками в форме будильников:

  • Ребята, когда я шла сегодня в наш детский сад, то у ворот я встретили этих замечательных смешных существ. Как вы думаете, кто это?

Дети: Часы.

  • Конечно, это часы. Это два замечательных брата-будильника, которых зовут Тик и Так. Они работают смотрителями в одном очень интересном музее, который так и называется «Тик-Так». А знаете, что они делали у ворот нашего детского сада? Они искали самых любознательных ребят. И я решила им помочь и пригласила в нашу группу. Ведь вы все очень любознательные. Не так ли? (Ответы детей) Вы хотите подружиться с Тиком и Таком? (Ответы детей). Тогда они приглашают вас в свой интересный музей на экскурсию.

Дети рассаживаются на стульчики около музея часов.

  • Основная часть
  • Сегодня часы есть в каждом доме. А вот представьте себе, что все часы исчезли. Что произойдет?
  • Вот видите, что сегодня мы никак не можем жить без часов. Как вы думаете, ребята, часы существовали всегда?
  • Как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?
Рекомендуем прочесть:  Гемодинамические Нарушения 1 Б Степени При Беременности

Дети: По звёздам, по солнцу, по растениям.

  • Правильно. Самыми первыми были природные или биологические часы. Они существуют и сейчас. Вот представьте, вы приезжаете к бабушке в гости в деревню, а рано утром за окном вдруг раздается…

Звучит петушиное ку-ка-ре-ку.

Вот, видите, какой будильник. Эти «часы» очень важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать! Можно ли по пению петуха определить время точно?
Дети: Нет!

Делаем вывод: хоть и пользовались люди «живыми часами», они были очень неточны и неудобны, поэтому люди стали изобретать новые часы. И вот древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень. Сейчас мы с вами проведем опыт или эксперимент и посмотрим, как работали часы, изобретенные египтянами.

Проводится опыт. На полу большой бумажный круг, в центре которого закреплен деревянный столбик. Фонарь – это Солнце. Солнце движется, и тень от столбика показывает время.

  • Какие часы придумали древние египтяне? (Солнечные часы).
  • Всегда ли можно определить время по этим часам?

Дети: В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.

  • А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее?
  • За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света. (Показ модели часов)

В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании?

Дети: Вода выливалась из сосуда, заканчивалась, и её надо было подливать.

  • Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу. (Показ песочных часов). Они тоже без стрелок и чем — то похожи на водяные, только вместо воды в них песок, и их все время нужно переворачивать. Как вы думаете, эти часы были удобными?

Дети: Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.

  • Водяными часами сейчас никто не пользуется, а вот песочные можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов.
  • Мы говорим, что в водяных часах время текло, а в песочных часах (пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи (показ модели огненных часов). Почему люди перестали использовать свечи, как часы?

Дети: Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь.

  • Правильно. А еще, от неправильного обращения с этими часами мог случиться пожар.
  • Но все эти часы: песочные, водяные, огненные — не совсем точные и ими неудобно было пользоваться. И тогда люди изобрели часы, внутри которых был механизм, а часы назывались механическими. Сначала часы были настолько громоздкими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. А какие башенные часы в нашей стране самые главные?

Дети: В Москве на Кремлевской башне. Эти часы называются Кремлевские куранты.

  • Правильно ребята, но башенные часы людям опять показались неудобными и тогда как вы думаете, что они придумали? (ответы детей).Появились настенные и настольные часы. В доме богатых людей они были дорогими, а в домах с небольшим достатком появились часы «ходики», (показ модели ходиков), их вешали на стену, под часами был маятник. Иногда в часы была вмонтирована «механическая кукушка», которая куковала каждый час. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Давайте рассмотрим с вами механизм настольных часов.

Дети рассматривают механизм настольных часов.

  • Вы увидели, ребята, что внутри часов находятся разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие. Все вместе они составляют механизм часов, поэтому часы и называются механическими. А теперь рассмотрим часы снаружи. Кто знает, как называется круг с нарисованными на нем цифрами?

Дети: Циферблат.

  • Правильно. Этот круг называется – циферблат. Движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута — небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час. Сейчас вы попробуете сделать циферблат сами. Проведем конкурс. У нас будет две команды: команда мальчиков и команда девочек. Из разложенных на столе бумаги, набора цифр, стрелок с помощью клеящих карандашей вы должны сделать циферблаты. Посмотрим, какая команда сделает это быстрее и правильнее.
    Звучит песня «Есть часы во всех домах» сл. З.Петровой, муз. А. Островского. Дети выполняют задание. После выполнения заданий определяется команда-победитель.
  • Вернемся к экспонатам нашего музея. Шло время.
  • Появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди, по форме они напоминали яйцо. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.
    Двигателем таких часов была обыкновенная пружинка.
    К тому времени появились часовые мастера — часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок.

Дети рассматривают часы на цепочке и макет часов Фаберже в виде яйца.

  • Чтобы вставать рано и не опоздать на работу люди изобрели будильник. Его заводят, на который нужно час. Он звонит в положенное время (звенит звонок будильника). Посмотрите на будильники в нашем музее, какой они формы? (ответы детей) круглые, квадратные, овальные, прямоугольные. Да, фантазии мастеров разнообразны.

Давайте послушаем, как стучат часы: тик-так, тик-так.

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо)

У неё своя избушка. (Дети садятся на глубокий присед.)

Снова спрячется за дверью. (Приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

Словно, убежать хотят! (Бег на месте.)

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

  • Как вы думаете, чем были неудобны механические часы?

Дети: Их надо периодически заводить ключом.

  • Да, механические часы нужно заводить каждый день, но жизнь не стояла на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали постоянно совершенствоваться и тогда люди придумали электронные часы, они работают на батарейках. Это чудо часы, внутри которых поместили крохотную электрическую станцию — батарейку (демонстрация электронных часов и батарейки).
  • В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

Дети: В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.

  • Чем отличаются механические часы от электронных?

Дети: У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока.

  • Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.
  • Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы смогли их увидеть такими, какими видим в наше время. Время не стоит на месте, и, конечно, со временем появятся новые часы.
    А теперь вспомните, какие часы есть у вас дома и расскажите про них.
  • Вы, наверно, знаете загадки о часах.

Хоть и сладок утром сон,
Но упорно этот звон
Каждый раз торопит в школу.
Как, скажи, зовётся он?
(Будильник)

Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят —
Когда спать, когда вставать —
Когда можно погулять.
(Часы).

Две девицы, две подруги
Ходят вместе, друг за другом
Только та, что подлиннее
Ходит чуточку быстрее
А другая, покороче —
Словно двигаться не хочет
Так и ходят круг за кругом
Две девицы, две подруги
И встречаясь каждый раз
Говорят который час.
(Стрелки часов)

Они – идут. А я лежу.
Но сторожить их нечего.
Я по утрам их нахожу
Там, где оставил вечером!
(Часы)

Сестра сестру обогнала,
А через час – гляди!
Её отставшая сестра
Маячит впереди.
(Стрелки часов)

Мы бьем исправно
Каждый час.
Но вы, друзья,
Не бейте нас!
(Часы)

Хвост на месте лежит,
Голова вокруг бежит.
(Стрелка часов)

  • Молодцы ребята! Чтобы вспомнить все, о чем вы узнали сегодня, проведем еще один конкурс. Снова будут соревноваться две команды. По очереди команды будут называть один из видов часов, о которых мы сегодня говорили. Например, первая команда называет песочные часы, вторая – водяные, первая – куранты, вторая — огненные и так далее. Выигрывает та команда, которая назовет больше различных видов часов.

Проводится конкурс, подводятся итоги.

  • Смотрители нашего музея Тик и Так очень довольны вашими ответами и даже дарят вам мультипликационный фильм о часах.

Демонстрируется мультипликационный фильм «Фиксики – Часики»

  • Итоговая часть.
  • Ребята, вам понравилась экскурсия в музей Тика и Така? Что нового вы сегодня узнали?
  • Я думаю, что главный вывод, который мы должны сегодня сделать заключается в том, что

Часы бывают разные:
Есть детские, есть важные.
Будильники пузатые,
Настенные глазастые,
Карманные почтенные,
Наручные надменные,
Настольные серьёзные
И башенные грозные.

Приносят пользу всякие
Нам ходики-друзья.
Жить помогают собрано,
Секундами звеня.
Песочные стройняшки,
Спортивные близняшки,
Скромняги электронные,
Да солнечные сонные.
Одни бегут, торопятся,
Другие отстают.
Вдруг кто-то остановится, —
Идти перестают.
Но нам винить не стоит
Помощников своих
За их порой неточности
Ведь нет часов плохих.

  • А теперь, ребята, давайте попрощаемся с Тиком и Таком и поблагодарим их за интересную экскурсию в музей часов.

изготавливающим и ремонтирующим часы.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.