Луна на голове ребëнка в исламе

Admin » 14 окт 2013, 21:18

Мусульманские обряды, выполняемые при рождении ребенка

Все предписания и желательные действия, о которых будет рассказано ниже, имеют огромное влияние на жизнь ребенка. Сюда относится поздравление родителей новорожденного, бритье головы новорожденного, протирание десен младенца мякотью финика (ат-тахник), жертвоприношение по случаю рождения ребенка (аль-акыка), имянаречение, обрезание мальчиков. Совершение их необходимо, так как они приносят детям пользу, дают им здоровье и силу, а также станут причиной благодарности детей в будущем.

Дети – это дар и милость Всевышнего. Поэтому после рождения ребенка мусульманину желательно как можно скорее известить об этом родных и близких. Получивший известие о рождении ребенка должен поздравить родителей новорожденного и их родственников. Также желательно (сунна) прочитать следующую мольбу-ду‘а: «О Всевышний Аллах, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка. И дай им силы воспитать его, почитающим Ислам»[1].

Эти поздравления и пожелания наполняют сердца отца и матери радостью, укрепляют братские отношения между мусульманами, в результате крепнут согласие и дружеские связи в обществе. О важности извещения и поздравления свидетельствует и то, что об этом сказано в нескольких местах Священного Корана, например:

«Дарите друг другу подарки, потому что подарки стирают в сердцах ненависть и злобу»[2].
«О Закария! Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которого Яхья»[3].

Посланник Аллаха Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, поздравлял родителей новорождённых и читал за них мольбу-ду‘а.

Все дети – это дар Всевышнего Аллаха, поэтому мусульманин с одинаковой радостью должен относится к рождению как мальчика, так и девочки. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто воспитал и обучил двух или трех дочерей или сестер, а потом выдал их замуж, обязательно войдёт в Рай»[4].

Отцу ребёнка необходимо поздравить свою жену, благополучно разрешившуюся от беременности, и поблагодарить Всевышнего. Стало традицией в некоторых семьях дарить цветы и подарки родителям ребенка, это не противоречит духу и букве Ислама. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Обменивайтесь подарками, это усиливает взаимную любовь»[5].

Желательно (сунна), чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого азан, а в левое – икамат[6].

В изречении, переданном от Али, да будет доволен им Аллах, говорится: «Те, у кого родился ребёнок, пусть прочитают в правое ухо младенца азан, а в левое – икамат»[7]. Также, по свидетельству Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, прочитал в правое ухо своего внука Хасана азан, а в левое – икамат[8].

Смысл данного обряда заключается в том, чтобы первыми словами, услышанными новорожденным в этом мире, были слова возвеличивания и восхваления Всевышнего Аллаха и его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, а также призыв к служению Аллаху, к благочестию и добру. Кроме того, слова свидетельства Единобожия «Ля иляха илля Ллах» и слова азана прогоняют проклятого Сатану (шайтана), защищая ребёнка от его козней.

Также желательно (сунна) сказать в правое ухо следующий аят Священного Корана:[9]
«Ва инни у‘изуха бика ва зурриййатаха минаш-шайтанир-раджим».

وِإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
«Я вверяю его и его потомство под Твою защиту от Сатаны (шайтана) проклятого».

В некоторых сообщениях также говорится о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, на правое ухо новорожденного ребенка читал суру «Ихлас»[10].

ПРОТИРАНИЕ ДЁСЕН МЛАДЕНЦА МЯКОТЬЮ ФИНИКА (АТ-ТАХНИК)

Данное действие также является желательным (сунна). Дёсны младенца слева и справа протирают предварительно разжеванной мякотью спелого финика. Если нет фиников, то можно использовать любую сладость: мёд, конфеты, сахар.

О желательности этого свидетельствует рассказ Абу Мусы, да будет доволен им Аллаха: «Когда у меня родился сын, я принёс его к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Он назвал его Ибрахимом и протёр ему десны мякотью финика»[11].

Возможно, смысл данного обряда состоит в том, чтобы дать почувствовать новорожденному в этой жизни первым не горечь, а сладость – сладость жизни и веры. Совершать этот и другие обряды лучше доверить человеку богобоязненному, честному, доброму.

На седьмой день после рождения ребёнка желательно (сунна) побрить волосы на его голове. После этого их следует взвесить и раздать в качестве милостыни беднякам и нуждающимся соответствующее весу волос количество серебра (или его денежный эквивалент). Затем волосы лучше закопать в чистом месте.

Смысл и цель бритья головы младенца заключается в следующем:

— бритье головы укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;
— раздача милостыни (садака) позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;
— бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и следование примеру пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Анас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел побрить волосы Хасану и Хусейну на седьмой день после рождения. Потом он взвесил их и соответствующее их весу серебро раздал как милостыню».

Необходимо отметить, что в нашей религии запрещается стричь или брить только часть головы, оставив другую. Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил брить часть головы»[12].

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО СЛУЧАЮ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА (АЛЬ-АКЫКА)

Волосы на голове новорожденного ребенка называются «аль-акыка», поэтому жертвоприношение по случаю рождения ребенка, с целью получения благодати и защиты Аллаха, тоже называется «аль-акыка». Данное жертвоприношение, по мнению ханафитских ученых, является одобряемым действием (мубах), а по мнению других мазхабов – это желательно (сунна).

Жертвоприношение «аль-акыка» можно делать в любой день со дня рождения ребенка и до его совершеннолетия, но лучшим для этого считается седьмой день от рождения.

Животное для данного жертвоприношения должно удовлетворять тем же требованиям, что и для жертвоприношения в дни праздника Курбан-байрам. Хозяин может и сам есть мясо, и раздавать другим.

Как в случае рождения мальчика, так и девочки, приносят в жертву по одному барану. Также возможно заколоть двух баранов в случае рождения мальчика.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, резал по одному барану отдельно для каждого внука, Хасана и Хусейна, сказав: «С рождением мальчика есть «аль-акыка», поэтому за него пустите кровь жертвенного животного и брейте ребенку волосы»[13].

Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого. Имя является частью личности человека, которое будет сопровождать его на протяжении всей жизни. Поэтому в Исламе выбору имени уделяется большое внимание.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый младенец связан с «аль-акыка», на седьмой день после рождения обривают голову, дают имя, режут за него животное»[14].

Поэтому желательно (сунна) дать имя ребёнку на седьмой день. Однако имеются сообщения от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о возможности назвать младенца и в первый день после рождения. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ночью у меня родился сын, и я назвал его именем моего праотца – Ибрахимом»[15].

Таким образом, давать имя новорождённому можно и в первый день, и на третий, и на седьмой, и даже после этого, по усмотрению родителей.

После рождения ребёнка родители должны позаботиться о том, чтобы выбрать ему хорошее и красивое имя, ведь оно будет сопровождать его всю земную жизнь и по нему его призовут в День Воскресения.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«В День Суда вас вызовут по вашим именам и по именам ваших отцов, выбирайте же хорошие имена»[16].
«Истинно любимые пред Аллахом имена – Абдуллах (раб Аллаха) и Абдурахман (раб Милостивого (одни из имен Всевышнего Аллаха))»[17].

Можно давать также имена Аллаха, добавляя к ним приставку «абд» (раб), например, Абдулькарим, Абдуррахим, Абдульгафур и т.д. Но нельзя называть ребенка только именами Аллаха, например, Аллах, Аль-Куддус (Чистый от недостатков), Аль-Халик (Создатель), Ар-Рахман (Обладающий широчайшей милостью и благами). Эти атрибуты присущи только Всевышнему Аллаху.

Рекомендуемыми являются все имена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, – Мухаммад, Ахмад, Хабиб, Ясин, Мустафа, Таха и др., а также имена других Божьих посланников – Муса, Иса, Юнус, Юсуф и др. Кроме того, похвально давать имена сподвижников, ученых, праведников, доблестных предков.

Порицается давать человеку, в том числе и ребенку, неприятные прозвища, например, слепой, хромой, глухой и др.

В Священном Коране говорится:
«Не злословьте друг против друга и не обменивайтесь (обидными) прозвищами. После того, как (человек) уверовал, называть его нечестивым именем скверно»[18].

Если имена несут плохой смысл или некрасивые, то их возможно поменять. Известно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обычно менял неприятные имена на хорошие, например, поменял имя Барра на имя Зайнаб[19]. При этом стоит отметить, что при принятии Ислама имя менять не обязательно.

Обрезание крайней плоти мальчиков (араб. «хитáна») – это один из желательных (сунна) обрядов в Исламе. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что пророк Ибрахим (Авраам) сделал обрезание по повелению Аллаха в возрасте 80 лет, и с тех пор этот обряд стал рекомендуемым в законах всех Божьих пророков.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, по своей природе, нуждается в пяти действиях: совершении обрезания, подстрижке ногтей, удалении волос в паху и подмышках, подстрижке усов».

Также существует изречение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый». Однако следует иметь в виду, что обрезание не является обязательным условием для принятия Ислама. Это очень желательная и поощряемая процедура, рекомендованная Пророком, мир ему и благословение Аллаха, имеющая в своей основе заботу о здоровье человека. Но несовершение обрезания не может служить препятствием для веры человека в Единого Бога и принятия Ислама.

Желательно сделать обрезание в детском возрасте, как можно скорее. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принес жертву за внуков Хасана и Хусейна и сделал им обрезание на седьмой день после рождения. Обрезание можно сделать и позже, но желательно совершить его до достижения ребенком возраста совершеннолетия.

Мать, которая часто, не отрывая глаз, смотрит на свое чадо, может его сглазить. Чрезмерная любовь плохо воздействует на ребенка. Смотреть на детей с любовью можно и даже нужно, но делать это следует со словами «Ма ша’ал-лах. Ля хауля ва ля куввата илля биллях» – «Так хотел Аллах. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Него», или со словами: «Баракал-лах» – «пусть Аллах сделает это благословенным». Посредством этих слов Всевышний обезоруживает негативную силу взгляда.

Посланник Аллахa, мир и благословение Аллаха, сказал: «Существование сглаза — это истина»[20].

Поэтому каждый человек должен самостоятельно обращаться за помощью и защитой от него ко Всевышнему Аллаху, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Прибегайте за защитой к Аллаху, потому что сглаз – это истина»[21].

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также советовал своим сподвижникам, чтобы они читали от сглаза аят «Аль-Курсий», суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас».

Гарантированная защита от сглаза – это соблюдение всего того, что предписывает нам религия, положений Священного Корана и Сунны пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

ВИДЫ КЛЯТВ И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ

Клятва – это произнесение имени Аллаха для того, чтобы подтвердить или усилить сказанное.
Клятвы бывают трех видов:
Клятва, произнесенная по ошибке(лягва). Например: у кого-то есть деньги, а он, думая, что у него их нет, дает клятву « Клянусь Аллахом (Вал-лахи)! У меня нет денег». Такой вид клятвы не требует искупления (каффарат).
Ложная клятва, произнесенная сознательно(камус). Например, кто-то говорит: «Клянусь Аллахом (Вал-лахи)! Я видел», – в то время, когда на самом деле не видел; или: «Клянусь Аллахом (Вал-лахи)! Я отдал долг», – в то время, как он его не отдал. Подобные ложные клятвы – большой грех. Давший ложную клятву должен совершить покаяние и просить у Аллаха прощения. Если ложной клятвой были ущемлены чьи-то права, следует возместить ущерб и просить прощения у пострадавшего. За ложную клятву нет искупления.
Клятва о выполнении или невыполнении чего-либо в будущем. Например: «Клянусь Аллахом (Вал-лахи)! Завтра я отдам долг» или: «Клянусь Аллахом (Вал-лахи)! Я не буду говорить с этим человеком». Если поклявшийся нарушит свою клятву, он должен ее искупить. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то поклялся чем-либо, потом увидел лучше того, чем поклялся, пусть нарушит свою клятву и даст искупление»[22].

В Священном Коране говорится:

«Аллах неспросит свас запустословные клятвы, однако спросит свас засерьезные клятвы. Искуплениемзанарушение подобной [серьезной] клятвы является кормление десятерых нищих изсреднего, чем выкормите семью, илииходежда, или освобождение раба. Кто ненайдет – три дня поститься.Это – искупление ваших клятв, есливыпоклялись.Будьтеобязательнывклятвах!Подобным образом Аллах разъясняет вам знамения, возможно, выбудете благодарны»[23].

Рекомендуем прочесть:  Выделения С Запахом Кислого Молока Что Это

Таким образом, что бы искупить нарушенную клятвунадо одеть 10 бедняков или выплатить деньги в размере милостыни «аль-фитр» каждому из 10-ти бедняков. Тот, кто сделать это не в состоянии, в качестве искупления должен соблюдать пост 3 дня подряд.

[i][1] Ширбени, «Мугни’ль-Мухтач», IV, 296.
[2] Ат-Тирмизи, «Уваля», 6.
[3] Св. Коран, 19:7.
[4] Ат-Тирмизи; Абу Дауд.
[5] Мунави, «Файзу’уль-Кадир», III, 271.
[6] См. главу «Сунна намаза».
[7] Аль-Байхаки.
[8] Абу Дауд, «Адаб», 107; Тирмизи, «Адахи», 16.
[9] Св. Коран, 3:36.
[10] Вахби Зухайли, III, 640, 641.
[11] Аль-Бухари; Муслим.
[12] Аль- Бухари , «Либас», 72; Муслим, «Либас»,72.
[13] Абу Дауд, «Адахы», 20.
[14] Ат-Тирмизи.
[15] Аль-Бухари, «Адаб», 105-106; Муслим, «Адаб», 2.
[16] Абу Дауд, «Адаб», 61.
[17] Аль-Бухари, «Адаб», 105, 106; Муслим, «Адаб», 2.
[18] Св. Коран, 49:11.
[19] Муслим, «Адаб», 14, 15; Ат-Тирмизи, «Адаб», 66.
[20] Бухари, «Тыбб», 36, «Либас», 86; Муслим, «Салям», 41.
[21] Ибн Маджа, 2/1159, хадис 3508.
[22] Алуси, «Рухуль-Маани», 29/38.
[23] Св. Коран, 5:89. [/i]

Открытие с опозданием

Hanifa-Sunnat » 28 окт 2013, 12:25

В Германии у мусульманина родился ребенок. Он хотел сделать все так, как полагается по сунне, и побрил ребенка на седьмой день и раздал садака золотом. Через несколько дней они понесли ребенка на осмотр к врачу. Осмотрев ребенка, врач с удивлением спросил: «Это вы побрили волосы ребенка, или он у вас таким родился?» Мать ребенка ответила: «Мы сами побрили». Тогда доктор объяснил причину своего удивления: «50 дней назад наши ученые сделали открытие, что если в течение 40 дней после рождения ребенка побрить ему волосы, то это усиливает его зрение, укрепляет волосы, открывает разум и несет еще много пользы. И в особенности, если это сделать на седьмой день, то все эти качества увеличатся. Поэтому я удивился, ведь это открытие сделано всего 50 дней назад, откуда вы об этом узнали ». На что мама ребенка ответила: «Мы узнали об этом от Пророка Мухаммада, мир Ему». Доктор не сразу понял о ком идет речь и, подумав, что это живой человек, сказал: «Как быстро доходит информация до вашего Пророка?!». На что мама ответила: «Он жил 1400 лет назад и Его уже нет с нами». И доктор очень поразился. На седьмой день после рождения ребёнка, Сунна побрить ему голову. Посланник Аллаhа, мир Ему, говорил: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (‘акыка) на седьмой день после его рождения, а также побрить ему голову и дать ему имя». (Передал Ибн Маджа) Брить Сунна сначала правую сторону головы, а затем — левую, как сказано об этом в хадисах. Желательно побрить голову младенца после совершения жертвоприношения. Также Сунна выплатить милостыню в соответствии с весом волос, размером серебра или золота, в зависимости от возможности. Сообщается, что когда родился аль-Хасан — внук пророка Мухаммада, мир Ему, Пророк говорил своей дочери Фатиме: «Побрей его голову, и дай в качестве подаяния серебро, вес которого равен весу его волос».

Желательно (сунна), чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого азан, а в левое – икамат[6].

Согласно предписаниям Ислама, на седьмой день жизни ребёнку бреют волосы на голове. Их нельзя выкидывать, а следует надо собрать и взвесить. Соответствующее весу волос количество серебра (или его денежный эквивалент) родители должны раздать в качестве милостыни беднякам и нуждающимся. Затем волосы ребенка лучше закопать в чистом месте.

Смысл и цель бритья головы младенца заключается в следующем:

1) эта процедура укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшаются зрение, обоняние и слух;

2) раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;

3) бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и кладёт начало выполнению Сунны.

Известен хадис о желательности бритья головы, переданный Анасом (да будет доволен им Аллах):

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел побрить волосы своих внуков, Хасана и Хусейна, на седьмой день после рождения. Потом он взвесил их и соответствующее количество серебра раздал как милостыню».

Важно помнить, что Ислам запрещает стричь или брить только часть головы, оставив другую. Такое предписание содержится в хадисе, который передал Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах):

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил брить только часть головы» (Бухари, «Либас»,72; Муслим, «Либас»,72).

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел побрить волосы своих внуков, Хасана и Хусейна, на седьмой день после рождения. Потом он взвесил их и соответствующее количество серебра раздал как милостыню».

Традиционно преступников, жен и детей было принято наказывать специальной палкой — фалакой. Ею били по подошвам ног. Сейчас этот обычай пересматривается. Разрешается бить рукой, но не оставлять следов, чтобы не портить облик творения Всевышнего. Однако категорически запрещено давать пощечины и воздействовать на срамные части тела (в том числе и ягодицы).

Наша классика жанра — шлепок по попе — грех! Лучше ущипнуть за руку или спину. Но желательно совсем обходиться без физического наказания, а разъяснять, в чем состоит проступок.

Если все-таки приходится бить, то существует ряд правил. Нельзя наказывать фалакой малышей младше десяти (кое-где — семи) лет. Мальчиков желательно вообще не бить хотя бы дома. А вот в школе можно, хотя хорошо бы обойтись без этого…

За что наказывают? За непослушание и непочтительность к старшим. За порчу имущества и несоблюдение обычаев. За самообслуживание левой рукой (грех!).

Детям дарят много подарков и сладостей, ими любуются, их наряжают. На улице незнакомый человек может похвалить кроху за красоту и даже поцеловать, угостить чем-нибудь. Просто за то, что он ребенок. Хорошая учеба и победы в конкурсах и состязаниях, участие в концертах также поощряются подарками и похвалами, по этим поводам устраивают семейные праздники. Однако ценятся именно отметки и другие официальные знаки достижений.

Интерес к предмету, творческий подход, любовь к книгам, науке или искусству не встречают особого понимания и поддержки. Любая деятельность — и учеба тоже — должна решать понятные задачи: достижение славы, успеха, хорошей денежной работы. Бескорыстное саморазвитие — для чудаков.

Патриархальный способ воспитания, когда авторитет старших не ставится под сомнение, неконкурентноспособен в современном мире. Он не дает отрицать отжившее и не поспевающее за временем, перекрывая тем самым путь к поиску нового, к творчеству и развитию.

Поэтому большинство арабских стран бедные. И они голосуют за европейскую и американскую системы воспитания эмиграцией своих граждан в эти государства. Исключение составляют те cтраны, где есть значительные запасы нефти или других полезных ископаемых, которые можно продать. И там сейчас активно происходит смена традиционной системы воспитания на западную.

Папа воспитывает. жену!

Практически все арабские дети имеют отцов. Бросать семью у мужчин не принято. Роль папы у арабов состоит в том, что он наставляет и воспитывает свою супругу, а уже она — детей в соответствии с полученными «ценными указаниями».

Только женщина осуществляет уход за младенцами и старшими детьми. Ей помогают родственницы — дочери, сестры мужа, изредка свекровь. Часто берут наемных помощниц, кормилиц, которые живут в семье. Муж обязан обеспечить оплату их труда.

Когда мальчику исполняется 7-10 лет, папа уделяет ему больше внимания: учит хорошим манерам, религиозным ритуалам, берет с собой на работу. Может даже поиграть с ним иногда в футбол. За воспитание дочерей отвечает исключительно мать. В целом обучение происходит не путем нотаций, а через демонстрацию хорошего примера.

Обычаи, уклад жизни, веками складывавшиеся у мусульман, в свою очередь служили средством закрепления исламского взгляда на жизнь. В течение многих веков вследствие уникального свойства ислама приспосабливаться к местным условиям и традициям и религиозной регламентированности всех сторон жизни мусульман произошло тесное взаимопроникновение народной культуры, быта и религии.

Особенность воспитания мусульман состоит в том, что благодаря тесному переплетению народной культуры и исламского учения оно осуществлялось повседневно, ежечасно. Изобразительное искусство, литература, организация быта, создание семьи, обычаи и обряды, следовавшие в своем развитии как традиции, сложившейся под влиянием природно-исторических условий, так и предписаниям Корана, оказывали на подрастающего мусульманина комплексное и мощное воспитательное воздействие.

Можно выделить следующие методы исламского воспитания :

  • погружение ребенка в широкий, многомерный мир исламской культуры;
  • словесное внушение детям с раннего возраста установок Корана;
  • пример родителей, близких людей, всего окружения;
  • многократные упражнения ребенка в совершении богоугодных поступков.

Конечно, выделение этих воспитательных методов в значительной степени условно, так как на практике они переплетаются и воздействуют одновременно, поэтому их лучше рассматривать в комплексе.

С самого раннего возраста, буквально с рождения, ребенок, который считается даром Аллаха, постоянно слышит установки Корана; новорожденному нашептывают на ухо изречения из него; таким образом, одно из первых слов, которое слышит младенец, – это Бог. В дальнейшей жизни, становясь на молитвенный коврик, приступая к еде и завершая ее, принимаясь за дело, мусульманин всегда читает отрывки из Корана, повторяя их на протяжении всей жизни. Дети постоянно получают от родителей наставления о правилах поведения по канонам Священной книги.

Идеи ислама с древности широко распространялись среди населения благодаря включенности их в литературу, изобразительное и музыкальное искусство, архитектуру. На тканях, одежде, знаменах, стенах дворцов, изразцах, панно, могильных плитах воспроизводились фрагменты Священной книги, начинавшиеся словами: «Во имя Бога милостивого, милосердного». Имя Аллаха выбивалось на монетах, чеканилось на оружии. Так как изображение человека было запрещено, издания Корана, степы мечетей, мавзолеи, здания школ, ковры и т.д. украшались сложными геометрическими, растительными орнаментами, называемыми музыкой для глаз. Широко использовалась инкрустация из золота и серебра. Самой распространенной в изобразительном искусстве была тема райского сада или его фрагментов, украшавших подставки для книг, серебряные чаши и другие предметы.

Искусство ислама, включенное в каждодневную жизнь и быт, воздействовало на чувства людей, укрепляя веру и развивая с детства их эстетические и нравственные представления.

Особое внимание в исламе уделяется знанию, учению, науке, ибо сказано – у кого нет разума, у того нет и веры, а чернила ученого, утверждается в хадисах, ценнее крови мучеников, отдавших жизнь за веру. Ислам никогда не преследовал ученых, не боролся с наукой, а, напротив, поощрял занятия ею. Поэтому у российских мусульман издавна существовали школы, где большинство детей осваивали грамоту и основы ислама, и школы повышенного типа при мечетях, которые становились центрами культуры и науки.

Важными воспитательными средствами являлись обычаи и обряды, соблюдавшиеся в семье и общине. Так, воздержание во время мусульманского поста от восхода до заката солнца не только от еды и питья, но и от дурных поступков и дел, дурных слов, вражды учит мусульманина управлять своими потребностями, желаниями, порывами. В вечернее время поста, когда разрешается прием пищи и питья, часто и в наши дни проводятся гостевания, на которые хозяева зовут родственников, близких людей с детьми, в частности, и для того, чтобы послушать чтение отрывков из Священной книги мусульман в исполнении специально приглашенного к столу знатока; произносится молитва, даются наставления: чтить память предков, желать добра близким, которых называют поименно. За столом царит атмосфера умиротворенности и доброжелательства, никаких пересудов, злословия, употребления спиртного – это запрещено Кораном. Люди обмениваются небольшими подарками. Такие встречи способствуют сближению и единению родственников, вносят теплоту в их отношения. Дети, погружаясь в эту атмосферу, легко и без принуждения воспринимают и усваивают вместе с церемониалом подобного общения пример морального поведения взрослых.

По окончании поста мусульмане приносят свои пожертвования – либо в мечеть, либо конкретным лицам, поддерживая тех, кто нуждается, кто учится. На протяжении всего месяца Рамадан во дворе мечети стоят общие столы, за которыми в положенное время могут поесть все желающие. Для детей это еще один из уроков милосердия, так как за столом собираются, прежде всего, бедные люди.

Заканчивается пост праздником (Ураза-байрам). После праздничной молитвы в мечети мужчины посещают кладбища, а затем родственники и близкие встречаются за столом, обмениваются подарками.

Для мусульман Поволжья, Приуралья и Кавказа характерно, как уже говорилось, гостеприимство, предписанное Кораном.

О гостеприимстве башкир рассказывал в начале XX в. русский этнограф С. Свободин: но приезде гостя башкир режет и жарит целого барана, а летом приносит еще несколько ведер кумыса в кожаных мешках и созывает соседей для участия в пиршестве. Таким же гостеприимством отличались и татары, о чем свидетельствует К. Фукс, ректор Казанского университета, в XIX в. изучавший быт и жизнь татар. Если позовет татарин к себе в гости, вспоминал он, то все в деревне наряжаются в праздничные платья, прибирают в избах, и начинается чайная попойка. Надо побывать обязательно в 15 домах, невозможно отговориться или отказаться, и везде угощение и чай. После угощения все идут на улицу, где девушки показывают свои игры и песни. Позовут к столу не только званого гостя, но и просто остановившегося по необходимости, как было с ним самим (у Фукса сломалась коляска). Хозяин соседней избы, не спрашивая, кто перед ним, тотчас же пригласил его в избу на чашку чая. Наблюдая такое гостеприимство, любой ребенок будет готов и сам к подобному поведению. И сегодня любому пришедшему в татарский, чеченский, башкирский дом тут же предложат чай и угощение, не дадут уйти, не присев за стол.

Рекомендуем прочесть:  Что это как только поешь ребёнок в животе начинает двигаться

Дети и подростки рано усваивают определенные нравственные нормы: как вести себя среди взрослых, хранить память о предках, поощрять добрые поступки, заботиться о нуждающихся, быть гостеприимными; учатся сами делать добрые дела, уважать старших, выслушивать их с почтением; осмысливают традиции раздельного размещения мужчин и женщин (либо в отдельных комнатах, либо на разных концах стола) на праздничном обеде, правила общения представителей разных полов.

По предписаниям Корана, как отмечалось ранее, вся забота об обеспечении женщин и детей лежит на мужчине, женщина же призвана заниматься хозяйством и воспитанием детей. Ей положено не только хранить семейный очаг, но и блюсти свою честь. Мусульманину разрешено многоженство (до четырех жен), но в условиях Поволжья, Приуралья оно было нечастым явлением, не были также распространены в этих местах чадра и паранджа.

Женщинам в мусульманской семье предписывалось затворничество: следовало избегать встреч с посторонними мужчинами, нельзя было одной посещать общественные места. По улице женщина должна была идти сзади мужа, уступая дорогу мужчине, прикрывая лицо концами головного платка. В России такое поведение женщины было характерно для городского зажиточного населения, в семьях которого жена не занималась работой; в сельской же среде эти правила соблюдались не так строго: женщины, трудившиеся наравне со своими мужьями, были более свободны и самостоятельны.

Целая серия запретов, отмечавшаяся у мусульман еще в начале XX в., связана с обычаями «избегания», характерными также для марийцев, чувашей и некоторых других народов: нельзя было показываться перед родственниками мужа с непокрытой головой, с голыми руками и ногами, называть их по имени и т.д.

Женщинам-мусульманкам, таким образом, следовало знать и соблюдать специфические женские, но сравнению с мужскими, правила поведения – это внушалось мальчикам и девочкам с раннего детства. Скромность, готовность беспрекословно подчиняться мужу и другим мужчинам, умение выказать уважение к мужчинам-родственникам, терпимость, нежность к детям, верность семье и мужу и другие моральные нормы внушались девочке, демонстрировались перед ней, готовили ее к взрослой жизни. У мальчиков всегда поощрялись активность, самостоятельность, умение защитить женщин и детей, отвечать за них, осознание некоторого своего превосходства перед женщиной, своей независимости. Все это, и сегодня актуальное для народов, исповедующих ислам, часто вызывает непонимание и неодобрение у представителей других культур, но таков выбор самих людей, и выступать против старинных устоев, изменять что-то в своей жизни могут только сами мусульмане.

Система воспитания детей в семье издавна дополнялась школьным обучением. Мектеб, открываемый муллой при каждой мечети, еще в конце XIX в. был единственным учебным заведением, доступным всем мальчикам – богатым и бедным. Такая школа обучала арабской грамоте, поэтому многие мужчины могли читать Священную книгу; она же проводила через учеников идеи ислама, укрепляя их в семье. Читать (но не писать) учили и девочек, обычно это делала жена муллы. Поэтому читать Коран могли и многие женщины.

Таким образом, веками ислам в России формировал мировоззрение, нравственность, эстетические представления своих приверженцев, определял вкусы и пристрастия людей, регламентировал поведение человека в различных ситуациях. Все это вошло в ментальность народов и закрепи лось в воспитании лучших личностных качеств. Например, поскольку любой труд для мусульманина – богоугодное дело, ни одно полезное занятие не кажется ему зазорным. Многие представители мусульманских народов и сегодня с высоким чувством достоинства занимаются «непрестижными» работами, так как понятия «непрестижный труд» для них просто не существует.

Подводя итоги сказанному, сформулируем свойства личности, вырабатываемые у мусульман с детства под воздействием ислама: гибкость в преодолении проблем; собранность, организованность, чему, в частности, способствует пятикратная молитва; реализация себя в активной деятельности; умение сопереживать в беде, сострадать, оказывать помощь нуждающимся; миролюбие, стремление мирно решать сложные жизненные проблемы, терпимость к иным взглядам, религиям, обычаям; чистота внутренняя и внешняя; уважение старших; доброжелательство; культ здорового образа жизни.

Такова краткая характеристика ислама, мусульманских обычаев и воспитания детей. Знания об исламском вероучении полезны каждому. Особенно нужны они педагогу, чтобы понять особенность менталитета мусульманских детей, которые есть в каждой школе, научиться уважать обычаи народов, представителями которых они являются, наладить в детском сообществе доброжелательные и толерантные отношения.

Если дети не воспитаны по хорошим этическим нормам, у родителей не будет радостных дней в жизни. Счастье и несчастье человека в этой жизни зависит от умения воспитать в детях благонравие. Народ знает по опыту, какой покой царит в доме , если дети выросли воспитанными, и напротив, какие тревоги, заботы и беспокойства их будут преследовать, если дети в свое время не получили правильное воспитание и впоследствии чего стали плохими.

Кроме того, общеизвестно, что у человека, который воспитал плохое потомство, оторванное от веры (имана) и Ислама, мало шансов обрести счастье и на том свете.

Поэтому каждому разумному мусульманину следует стремиться направить своих детей по пути, указанному Всевышним Аллахом, который гарантирует счастье в обоих мира х, и сохранить их от вступления на путь заблуждения. Разумный человек должен понять величие пути Всевышнего, хотя и кажется он трудным. И он должен осознать низость и злополучность пути сатаны.

Какие же этические нормы и нравственные пути указывает нам Аллах, если мы хотим, чтобы у нас выросло здоровое потомство?

1. Если мы хотим, чтобы наше потомство было праведным, заботиться об этом следует, начиная с выбора невесты, т. е. матери для своих будущих детей. Будущая жена должна быть хорошего происхождения и приверженная Исламу. Пророк (мир ему и благословение) говорил: « При выборе супруги принимаются во внимание четыре фактора: ее богатство, знатность, красота и религия. Выбирай же ту, которая придерживается заповедей религии… » (Аль-Бухари и Муслим).

Конечно же, будет лучше, если вместе с религиозностью сочетается воспитанность и красота. Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Вы выбирайте равноценных своему роду, т. е. девушек из хорошего рода » (Ибн Маджа).

Родители должны выдавать свою дочь за человека в Аллаха, понимающего религию, совершающего намаз и соблюдающего пост. Даже можно пойти к хорошему человеку и сделать намек о желании выдать свою дочь за него. Родители должны проявлять большую ответственность при выдаче дочери замуж, чем при женитьбе сына. Это означает, что если хороший сын женился на недобропорядочной девушке, он может ее исправить в лучшую сторону или в крайнем случае развестись с ней. Но если выдать дочь за плохого человека, то она может остаться в плену его скверного характера всю жизнь.

2. По возможности акт бракосочетания лучше заключить в пятницу месяца шавваль, до полудня в мечети. При заключении брака одобряется собрать группу мусульман.

3. Свадьба не должна выходить за рамки правил Шариата. На свадьбу рекомендуется приглашать хороших, благочестивых людей, бедных. Лучше исполнять на ней мавлид, т.е. стихи, восхваляющие Пророка (мир ему и благословение), поминать Аллаха, дозволенным образом выразить свою радость, прочитать хорошую молитву и возблагодарить Аллаха за это великое благо и милость.

4. Супруги должны сближаться друг с другом, будучи в состоянии чистоты . Перед сближением рекомендуется прочитать указанную (мир ему и благословение) следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ جَنِّبْنَا الشَّيْطَانَ وَجَنِّبِ الشَّيْطَانَ مَا رَزَقْتَنَا

«Аллагьумма джаннибна-щщайтана ва джанниби-щщайтана ма разактана ».

Смысл: «О, мой Аллах, Ты отдали от нас шайтана, и отдали шайтана от ребенка, которым Ты одаришь нас! ».

Большое значение для будущего ребенка имеет то, в каком состоянии находились родители в момент оплодотворения, зачатия ребенка. Если родители в этот момент были не в духе, ребенок может иметь сердитый характер, если родители были в хорошем состоянии духа, то ребенок может иметь веселый характер. Поэтому в момент сближения лучше находиться в состоянии благоговейной любви к Аллаху, постоянно в мыслях поминая Его (в хузуре).

5. В состоянии беременности, матери следует посвящать свое время богослужению: н аходиться в молитвах, намазов, поминать Аллаха, есть всегда с произнесением имени Аллаха, т.е. читая «Бисмиллях», по мере возможности отдалиться от запретной и сомнительной пищи.

6. При рождении ребенка лучше выразить свою радость, благодарить Всевышнего Аллаха, читать мольбу, чтобы ребенок стал благочестивым, и читать мавлиды. Не одобряется выражение большой радости при рождении сына и печали при рождении дочери. Кто для родителей окажется полезным – сын или дочь – выяснится в последующем. Пользы от девочек может быть больше, и за заботу о дочерях, за их воспитание родители получают больше вознаграждения.

7. Желательно не оставлять ребенка без материнского молока. Известно, что ребенок, получивший молоко матери, бывает более крепким и здоровым. Кормить ребенка следует в строго определенное время. Если кормить ребенка в одно и то же время, то молоко лучше осваивается и приносит наибольшую пользу. В последующем ребенка, кормя грудью, следует приучить и к другой пище, детскому питанию, постепенно отлучая от молока матери. В среднем ребенка следует кормить материнским молоком в течение двух лет. К этому времени у него прорастает большинство зубов и крепнет тело.

Для ребенка полезно легкое поглаживание тела, сгибание и разгибание частей тела. Полезно для ребенка во время покачивания колыбели красивым голосом распевать «ля иляха илляллах», или спеть колыбельную или красивую религиозную песню (назму).

По мере взросления необходимо изучить его характер и провести соответствующие возрасту воспитательные мероприятия. Ребенка не следует злить, пугать, заставлять страдать и мучиться. То, что ему нравится и подходит, нужно совершить, а то, что не нравится ему, опасно, следует отдалить от него. Проснувшись, следует позволить ему поиграть, позволить играть долго и после приема пищи. После приема пищи пить воду вредно для здоровья, поэтому нужно приучить детей не пить воду сразу после еды.

8. Сразу после рождения ребенка в его правое ухо следует прочитать азан (призыв к намазу), а в левое ухо – камат (призыв к началу намаза). В хадисе говорится, что это отдаляет от ребенка шайтана.

9. Как только ребенок начнет выговаривать первые слова, его следует научить произносить и «ля иляха илляллах» , повторяя его по семь раз, так чтобы ребенок научился его произносить и запомнил. После того, как ребенок начнет разговаривать, рекомендуется научить его читать наизусть следующий аят:

فَتَعَالَى الله الْمَلِكُ الْحَقُّ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيمِ المؤمنون، 116

и последние аяты суры «Аль-Хашр» (с 22 по 24), т.е. начиная со слов «Хува-ллаху ллязи…», также конец суры «Аль-Исраъ», т.е. начиная с аята «Кулидгуллаха…» (110 и 111 аяты). («Шарх аль-мафруз». С.81).

10. На седьмой день после рождения следует наречь его именем. Самые лучшие имена для мальчиков это ‘Абдуллах и другие имена, начинающиеся со слова «‘Абд», а также Мухаммад и Ахмад, имена других пророков, ученых, праведников. Порицается укорачивать и искажать имена (например, вместо Мухаммада называть его Мага, Махач, Магомед, Махамад, Маха и др.). Лучшие имена для девочек – это имена матери Пророка (мир ему и благословение), его дочерей и жен, а также такие имена, как Марьям и Асият. Лучше дать неизменяемое имя. Если дать ребенку имена благочестивых людей, от этого ребенок получит благодать в этой жизни и заступничество в загробном мире.

Если ребенок родился мертвым, то прежде чем похоронить его, следует дать ему имя, в противном случае, в Судный день ребенок будет показывать на родителей и говорить, что из-за них он пропал.

В хадисе говорится: «В Судный день вас и ваших родителей позовут по вашим именам, поэтому выберите красивые имена » (Абу Дауд, Ибн Хаббан).

12. После рождения ребенка на седьмой, или четырнадцатый, или двадцать первый день следует резать барана и раздавать его мясо беднякам в качестве милостыни, т.е. совершить обряд ‘акика. Если родился сын, то за него режут два барана, а за дочь – один баран. Если не зарезали его в указанные дни, то следует резать до совершеннолетия. Это считается сунной. Если же родители не зарезали за ребенка ‘акик, то после совершеннолетия ему следует самому совершить этот обряд. Сказано, что ребенок, за которого не резали жертвенное животное (‘акик), не может заступиться за родителей.

Рекомендуем прочесть:  Может ли уменьшиться эндометрий в менопаузе без лечения

13. На седьмой день необходимо сбрить также и волосы на голове ребенка , и раздать в качестве милостыни золото или серебро, равное весу сбритых волос.

14. После рождения ребенка следует класть в его рот прожеванный финик или что-нибудь другое сладкое.

15. Кормить ребенка грудью следует произнеся перед каждым кормлением «Бисмиллях» . Желательно кормить, будучи в омовении. Мать, кормящая ребенка грудью, не должна есть запретное, чтобы его отрицательное влияние не перешло на ребенка.

16. Чтобы ребенок рос добронравным, его следует оберегать от ребят со скверным характером. Нельзя баловать ребенка, всегда обеспечивая его изысканным питанием, без необходимости покупая ему разную, дорогую одежду, дабы, повзрослев, он не стал капризным, алчным. Необходимо научить ребенка есть только правой рукой, произносить перед едой «Бисмиллях», а после приема пищи произносить «Аль-хIамду лиллях», отучить его от жадного взгляда на еду, торопливости при приеме пищи и неумеренности в еде.

Следует приучить ребенка носить белую одежду, которую одобряет Ислам, еще в детстве девочек необходимо приучать прикрыть голову, т. е. не показать волосы. Не воспитанный еще в детстве ребенок становится неуправляемым, упрямым, лживым, болтливым, безалаберным, незаботливым, и изменить характер в лучшую сторону потом будет очень трудно.

По достижении шести лет ребенка постепенно следует учить чтению Корана, совершению намаза, следует отправить его в медресе на учебу, знакомить с хадисами, рассказать о хороших людях, чтобы они еще с детства их любили и брали с них пример. Нужно научить их приветствовать других, пожать руку при встрече, использовать сивак, поминать Аллаха, ходить в мечеть, совершать коллективные намаза и намазы-таравих.

Ребенка следует стимулировать. Если он совершит хороший поступок, следует одобрением, хорошим словом, подарком поддержать его, чтобы он и дальше желал вести себя так же хорошо. Если ребенок совершил плохой, порицаемый поступок, сперва можно сделать вид, что не заметили, особенно если он сам тоже старается скрыть это от окружающих. А второй раз нужно сделать замечание, сразу нельзя порицать строго. Отец обязан быть хозяином слова, нужно дать возможность ребенку понять свои недостатки. И матери не следует ругать, кричать. Следует спокойно говорить, что «отец это не одобрит, отец будет сердиться, отец будет ругать тебя за это» и т. п., чтобы таким образом ребенок почитал и понял особое место отца в семье.

Как бы сердиты вы бы не были, никогда нельзя молить Аллаха, чтобы Он наказал ребенка. Если при этом ангелы скажут аминь, ребенка может настигнуть несчастье.

После возвращения из школы или медресе ребенку следует позволить играть. Если заставлять ребенка постоянно учиться, ему не захочется учиться, ему станет скучно, он устанет и вообще будет отлынивать от учебы.

Детей следует приучить к уважению родителей, учителей, воспитателей и старших по возрасту. Если ребенок поверхностно относится к омовению, совершению намаза, посту, нужно постараться приучить его совершить их как следует.

В крайнем случае, если другие способы не помогают, можно и шлепнуть, но мягко, так чтобы не повредить телу, и только по мягкому месту. Терпеливым наставлением следует остерегать ребенка от скверных привычек, от курения, пьянства и т. д., Ребенка следует научить быть преданным, честным, поясняя всю мерзость и непозволительность указанных деяний.

Сказано, что воспитание ребенка похоже на гравировку камня. Еще в детстве в доступной форме следует вкратце рассказать ему, как необходимо верить в Аллаха и в Его Пророка (мир ему и благословение). По мере взросления необходимо расширить его знания об атрибутах Аллаха, в области шариатских наук, этики и истории.

В детстве сердце ребенка подобно белому и чистому листу бумаги, который принимает все, что мы на ней напишем. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Все дети рождаются мусульманами, но впоследствии родители делают их иудеями, христианами, огнепоклонниками » (Муслим и аль-Бухари).

Мы вкратце перечислили пути в которых объясняется, что необходимо делать, чтобы ребенок был воспитанным и уважительным и был счастлив в этом мире. Да поможет нам Аллах в воспитании детей! Амин .

Ислам — вторая по количеству людей, исповедующих ее, религия в мире. Она регламентирует все сферы жизни человека, и в первую очередь семейную, которая является для мусульман приоритетной. Рождение ребенка в исламе — очень важное событие. Это не только великое счастье и милость, дарованная Аллахом, но еще и огромная ответственность для родителей, задача которых — вырастить достойного мусульманина. Как по исламским канонам нужно воспитывать ребенка, какие права и обязанности имеет он сам, его отец и мать, какие обряды выполняются после появления младенца на свет? Обо всем этом расскажем в статье.

Грудное кормление

Перед первым грудным вскармливанием рекомендуется проделать следующую процедуру: смазать верхнее небо ребенка фиником, предварительно разжеванным матерью или отцом. Считается, что так быстрее сформируется сосательный рефлекс и эффективнее в младенческий организм будет поступать грудное молоко. Финик можно заменить изюмом или медом.

Кормить грудью младенца следует в течение 2 лет. Это является правом новорожденного, которому молоко матери необходимо для полноценного формирования организма и выработки иммунитета. В 2 года малыша переводят на обычное питание, так как материнское молоко теряет свою ценность.

Имя ребенка

Имя ребенку дается обычно на 7-й день жизни. Однако допустимо нарекать детей сразу после их появления на свет.

Выбор имени ребенка в исламе очень важен. Желательно, чтобы оно имело религиозное значение. Рекомендуется называть детей в честь пророков и благочестивых мусульман, почитаемых в Коране. Особой любовью пользуются имена с приставкой «абд», что означает «раб», но только если второй частью слова будет одно из наименований Пророка. Например, Абдулмалик, которое переводится как «раб Владыки». В то же время нельзя дать ребенку имя самого Господа — оно может быть присуще только Всевышнему (например, Халик — Творец).

На сегодняшний день самое распространенное мусульманское имя — Мухаммад (в честь великого пророка), а также его различные формы — Магомед, Махмуд и другие.

Принципы воспитания детей

Считается, что ребенок приходит в этот мир абсолютно чистым и безгрешным. Поэтому все до совершеннолетия умершие дети в исламе попадают в рай, так как у них изначально добрая, светлая душа.

Ребенок, согласно мусульманской вере, представляет собой белый лист бумаги, на котором можно нарисовать все что угодно. Следовательно, ответственность за то, каким он вырастет, лежит целиком на родителях. От того, как они воспитают свое чадо, какие моральные и религиозные принципы в него вложат и насколько будут их подкреплять собственным поведением, зависит, какой личностью их ребенок станет.

Воспитание должно быть в первую очередь религиозным, в духе мусульманских традиций. С раннего возраста необходимо рассказывать детям про ислам, читать им Коран, учить тем ценностям, которые исповедуют мусульмане. Такие знания приоритетны, но они не исключают и светского образования, на получение которого имеет право каждый ребенок.

  • Дети должны воспитываться в ласке и любви, отношение родителей должно быть мягким и понимающим, особенно пока ребенок не достиг 10 лет. Хотя физические наказания в исламе допустимы, они должны применяться нечасто и не по родительской прихоти, а исключительно в воспитательных целях. Бить ребенка нужно не сильно, чтобы шлепки не причиняли боли и не оставляли никаких следов, к тому же по лицу бить запрещено — это унижает человека и подавляет его личность.
  • Родители собственным поведением должны подкреплять те установки и идеи, которые они взращивают в своих детях. Если мать или отец говорят правильные вещи, а в жизни сами им не следуют, то ребенок будет видеть это противоречие и копировать именно действия своих родителей. Поэтому нужно воспитывать подрастающее поколение прежде всего личным примером.
  • Ребенку надо четко обозначить границы поведения, чтобы он знал, что ему можно, а что — нельзя. Задача родителей — сформировать его нравственные ориентиры. Но правила и запреты должны быть обоснованы, то есть детям нужно объяснять, почему то или иное действие недопустимо или нежелательно.
  • Считается, что у ребенка нет внутреннего стремления поступить плохо — на неблаговидный поступок его может толкнуть или поведение родителей, или окружающие люди могут сбить его с правильного пути. Поэтому необходимо контролировать круг общения своих детей. Особенно сегодня, в эпоху интернета и социальных сетей, для каждого мусульманина важно не поддаться пагубному внешнему влиянию.
  • Родители обязаны одинаково относиться ко всем своим детям вне зависимости от их пола, физических особенностей и других параметров. Они должны уделять им равное количество времени и внимания, заботиться о каждом из них так, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным и не испытывал чувства ревности по отношению к своему брату или сестре. Исключением является инвалидность одного из детей, вследствие которой ему может потребоваться больше внимания и заботы со стороны родителей. Пол ребенка в исламе не имеет никакого значения: мальчики и девочки абсолютно равноценны. Хотя в реальной жизни зачастую дети мужского пола предпочтительнее, особенно для отцов.

  • Воспитывать в ребенке чувство ответственности и уважительного отношения к себе и другим членам общества необходимо с раннего возраста. Этому способствует приучение детей к выполнению домашних обязанностей. Пока ребенок еще маленький, это должны быть простые поручения, например, помыть за собой чашку или вынести мусорное ведро. По мере взросления объем домашней работы должен расти. Так ребенка готовят к взрослой жизни, в которой ему придется выполнять много дел.
  • Запрещено целовать своих детей противоположного пола в губы. Такое проявление нежных чувств допустимо только между мужем и женой. Так, не должно быть таких поцелуев между матерью и сыном, равно как и между отцом и его дочерью.

Какие же этические нормы и нравственные пути указывает нам Аллах, если мы хотим, чтобы у нас выросло здоровое потомство?

Многие считают, что воспитание детей исламе существенно отличается от европейских методов воспитания ребенка. Однако на практике процесс коррекции поведения ребенка, влияния на малыша, формирование у него правил и норм взаимодействия со сверстниками и взрослыми мало чем отличается от христианской практики. Но существуют и свои особенности воспитания детей в семье, которая исповедует ислам.

Развитие ребенка при беременности в исламской семье сопровождается особым состоянием матери, которая все время находится в молитвах, совершает намаз, воздерживается от сомнительной или вредной пищи. Это особый психологический настрой, в котором женщина отрешается от различных переживаний, она почти не подвержена стрессу, пребывает в положительном состоянии духа и тела.

После рождения детей в исламских семьях стараются кормить исключительно естественным способом. Справедливо считается, что это придаст малышу силу. Прикладывают ребенка к груди в строго определенное время. Длительность грудного вскармливания в исламской семье составляет в среднем около 2 лет.

Через неделю после появления малыша на свет необходимо сбрить его волосики на голове, и раздать как подаяние золото или серебро, по весу равное весу отрезанных волос ребенка. Также на седьмой день жизни малыша его нарекают именем.

Религиозное воспитание детей в исламе начинается буквально с первых минут после рождения малыша, считается, что в правое ухо крохи необходимо прочитать азан (призыв к намазу), а в левое — камат (призыв к началу намаза).

Свои первые молитвы малыш учится произносить вместе с первыми осознанными словами. В исламе считается, что ребенка необходимо научить произносить и «ля иляха илляллах», повторяя его по семь раз.

Ребенка с раннего возраста приучают к белым одеждам. Помимо религиозного смысла, эта традиция имеет весьма практичный характер. Поскольку большинство исламских стран имеют жаркий климат, белый цвет вещей на теле отталкивает солнечный свет и ребенку не так жарко. Кроме того, девочек приучают к ношению головных уборов, скрывающих их волосы. Позднее, когда организм девочки-подростка достигнет периода сексуальной зрелости, традиция прикрывать голову станет обязательной.

С шести лет малышей в исламских семьях начинают приучать читать Коран и отправляют в медресе для обучения. Детей учат чтить уважаемых людей, брать их праведные действия как образец благочестия, обучают ходить в мечеть совершать намаз и выполнять ряд других исламских религиозных традиций.

Ценности исламского мира во многом схожи с ценностями христианского, детей учат быть честными, справедливыми, щедрыми, добрыми, поддерживать близких, помогать нуждающимся. В процессе воспитания используют привычные всему миру методы «кнута и пряника», стимулируют малышей делать правильные вещи, ругают и наказывают за ослушание. При этом, как правило, роль кнута в исламской семье выполняет отец, мать же склонна жалеть, сопереживать ребенку.

Через неделю после появления малыша на свет необходимо сбрить его волосики на голове, и раздать как подаяние золото или серебро, по весу равное весу отрезанных волос ребенка. Также на седьмой день жизни малыша его нарекают именем.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.