Температура 33 и 6 что это значит у подростка девочка 17 лет

Длительная субфебрильная температура: причины и симптомы

Есть отличия и в показателях температуры у женщин и мужчин, которые обусловлены их гормональным фоном. В последнее время наличие длительной субфебрильной температуры (больше 2-х двух недель) повысилось у людей всех возрастов. Причем у женщин данный симптом отмечается в три раза чаще, в отличие от мужчин. Больше всего встречается он среди молодых женщин в возрасте 20-40 лет.

Любое действие на организм вирусов, болезнетворных агентов, аллергенов, бактерий вызывает увеличение температуры. Во время некоторых болезней гипертермия принимает высокие показатели, в остальных случаях отмечается субфебрильная температура, которая составляет 37-38 градусов.

Причины субфебрилитета у женщин

У женщин зачастую причинами субфебрильной температуры являются эндокринные заболевания. Гипертиреоз, который сопровождается повышенной выработкой гормонов щитовидки, приводит к появлению этого симптома. Эта болезнь больше всего распространена у женщин, мужчины же страдают ей гораздо реже, что объясняется гормональным фоном.

Подобные механизмы появления субфебрилитета отмечаются и во время беременности. Так как данный процесс сопровождается перестройкой всего организма и тем более его эндокринной системы, то возникновение этого симптома вполне логично. Во время беременности для субфебрильной температуры характерно ее присутствие в первом триместре. В последующем отмечается уменьшение показателей до нормального значения.

На более поздних сроках развитие субфебрилитета может указывать на наличие вялотекущей инфекции.

Поскольку практически все вирусные болезни являются опасными как непосредственно для беременной, так и для ее плода, то в данных случаях нужно проконсультироваться с гинекологом, и выполнить все требуемые обследования.

У женщин еще одной причиной развития субфебрилитета является климактерический синдром, который связан со снижением выработки гормонов и характеризуется различной дополнительной симптоматикой. Причем отмечаются потливость, приливы жара к телу и голове, увеличение артериального давления, излишняя эмоциональность, сердцебиения.

Обследование при субфебрилитете

Во время обследования пациентов относительно субфебрильной температуры нужно исключить ложный субфебрилитет. Необходимо учитывать неправильные показания термометра, которые не соответствуют эталону, вероятность симуляции, искусственное увеличение температуры человеком с истерией и психопатией.

Когда исключен ложный субфебрилитет, то нужно выполнить клиническое и эпидемическое обследование пациента. Из-за большого списка причин субфебрильной лихорадки требуется индивидуальный подход каждому больному. У пациента выясняют сведения о перенесенных до этого болезнях и операций, а также профессиональные данные и условия быта. Непременно производят тщательное физикальное обследование. Затем выполняют стандартные лабораторные исследования:

Если это обследование не помогло поставить диагноз, то нужно произвести УЗИ органов малого таза и брюшной полости, сдать кровь на ревматоидный фактор, кровь на онкомаркеры, вероятно назначение более инвазивных процедур диагностики (биопсия).

Какие гормоны участвуют в перестройке организма

У девочек и мальчиков в гормональных изменениях участвуют одни и те же гормоны, но их эффекты будут разными. Это можно увидеть в таблице.

Развитие фолликулов, образование эстрогенов

Продукция мужских гормонов яичниками, прогестерона желтым телом, овуляция

Синтез тестостерона яичками

Рост груди, костей, влагалища, матки, овуляция, отложение жира

Рост тела и волос в подмышечной области и промежности

Рост тела, мышц, костей, пениса, яичек, простаты, волос на лице, лобке, под мышками, низкий голос, повышение полового влечения, образование эритроцитов

Изменения внутреннего слоя матки для прикрепления плодного яйца, развитие молочных желез

Участвует в обмене мужских гормонов

Особенности у мальчиков

Запускает половое развитие гормон гипоталамуса – гонадолиберин. У детей его образование сдерживает мелатонин эпифиза (гормон сна). Когда его тормозное влияние слабеет, то вначале фоллитропин и лютропин гипофиза высвобождаются только ночью, а потом и в дневное время. В ответ яички мальчиков вырабатывают тестостерон, а только потом начинается образование половых клеток – сперматозоидов.

Особенности у девочек гормональной перестройки в подростковом возрасте

У девочек последовательность гормональной перестройки в подростковом возрасте другая – сначала растут фолликулы в яичниках, в них созревают яйцеклетки, образуются эстрогены. Только после этого начинается овуляции – разрыв фолликула и выход половой клетки.

Подростковый возраст сопровождается перестройкой всех желез. Повышается образование гормонов гипофиза, надпочечников и щитовидки, участвующих в росте, формировании половой системы.

Основные процессы связаны с увеличением:

  • соматотропного гормона гипофиза – обеспечивает удлинение тела и увеличение размеров внутренних органов;
  • кортикотропина – стимулирует надпочечные железы на образование кортизола (стрессового гормона), он регулирует давление, жировой обмен, мышечную силу;
  • тиреотропина – отвечает за синтез гормонов щитовидной железы, от которых зависит развитие нервной системы, физическая активность, укрепление костей.

У девочек и мальчиков в гормональных изменениях участвуют одни и те же гормоны, но их эффекты будут разными. Это можно увидеть в таблице.

Период второго ростового сдвига – пубертатный скачок роста.

Рекомендуем прочесть:  После Родов Когда Можно Спать На Животе

Начало периода характеризуется интенсивным нарастанием длины рук и ног, а увеличение длины туловища отстает. Поэтому на какое-то время возникают диспропорции телосложения (подростки длинноруки, долговязы, с угловатыми движениями). Девочки нередко обгоняют в физическом развитии мальчиков. Средняя точка длины тела может опускаться ниже симфиза до тех пор, пока не начнется фаза удлинения туловища и тогда она вновь вернется на уровень симфиза, как и у взрослых. Длина туловища составляет 38% от общей длины тела. Соотношение верхнего и нижнего сегментов тела приближается к соотношению у взрослых 1:1.

Прибавки массы несколько отстают, поэтому подкожно-жировой слой вначале истончается, но затем прибавки массы нарастают (особенно у девочек) и отмечается согласованность округления и вытяжения тела.

Продолжается созревание черт лица с удлинением носа, челюстей, надбровных дуг, начинает преобладать лицевая часть черепа над мозговой (2-1,5:1).Высота головы уменьшается до 1/8 от длины тела, приближаясь к пропорциям взрослого.

В этом периоде еще более выражены половые различия в строении тела. У девочек значительно нарастают размеры таза (межвертельное и межтрохантериальное расстояния), у мальчиков – ширина плеч (межакромиальное расстояние), нарастает масса мышц и мышечная сила. Параллельно во внешнем облике появляются вторичные половые признаки (см. раздел «Методика исследования пола и полового созревания» в учебнике «Пропедевтика детских болезней, 1999, с. 664-666).

Рост практически завершается у девушек к 16-17 годам, у юношей – к 18-19 годам. К этому возрасту пропорции телосложения достигают уровня взрослого человека.

Поверхность тела представляет собой показатель, коррелирующий с характеристиками физического развития. Известно, что функциональные параметры органов и систем находятся у растущего ребёнка в более тесной корреляции с поверхностью тела, нежели с его массой или длиной. Поэтому в клинической практике принято относить к поверхности тела такие характеристики как величина основного обмена, скорость кровотока в органах, клубочковая почечная фильтрация, величины секреции некоторых гормонов и др. Считается более точным расчёт дозировки лекарственных препаратов для детей на величину поверхности тела, а не на 1 кг массы, как это принято в педиатрической практике. Данные о поверхности тела используются также при определении площади поражения травматического или термического характера.

Площадь поверхности тела ребёнка можно определить по специальным номограммам, используя показатели длины и массы тела ребёнка. Ориентировочное представление о площади можно получить при использовании эмпирических формул (см. учебник ПДБ, 1999, стр. 103-104). Для упрощения расчётов можно ориентироваться на среднюю величину площади поверхности тела. Она составляет:

С возрастом поверхность тела увеличивается параллельно нарастанию массы и длины тела. Но относительная поверхность тела (на 1 кг массы тела) с возрастом уменьшается. Самая большая величина этого показателя у детей 1-го года жизни.

Понятие о конституции

Конституция – совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных свойств организма человека, обусловленных наследственностью, а также интенсивным длительным влиянием окружающей среды. Эти свойства до некоторой степени могут определять склонность человека к определенной патологии и характер протекания заболеваний.

Понятие «конституция человека» включает множество признаков. Применительно к морфологическим (антропометрическим) признакам целесообразно использовать термин «морфотип», «морфофенотип» или соматотип конституции человека (Ю.Е.Вельтищев), который служит отражением типа и пропорций телосложения. Определение морфофенотипа проводится прежде всего методом сомато- (антропо-)скопии и при необходимости дополняется антропометрией.

Предложено много классификаций морфотипов. Самая простая классификация М.В.Черноруцкого, который выделил 3 типа телосложения: астенический, нормостенический и гиперстенический. Наибольшее применение получила схема соматотипов В.Т.Штефко и А.Д.Островского. Согласно этой схеме выделяют торокальный, дигестивный, мышечный, астеноидный, неопределенный типы. Однако сами авторы связывали формирование соматотипов с периодом половой зрелости, хотя допускали возможность выделения соматотипов у детей более ранних возрастных периодов.

Ю.Е.Вельтищев предложил использовать следующую классификацию морфофенотипов.

Основные морфотипы

1. Гипопластический (лептоморфный, инфантильный) – гипостатура, миниатюрные дети, семейно низкий рост (по Г.Н.Сперанскому).

2. Удлиненный (долговязый, астенический, долихоморфный) – относительно высокий рост при суженных поперечных размерах.

3. Коренастый (брахиморфный) – нормальный или сниженный рост при широких поперечных размерах.

4. Атлетический (андроморфный) – опережение роста и размеров грудной клетки, ширины плеч, высокое физическое развитие у мальчиков и признаки маскулинизации (андрогении) у девочек.

5. Женственный (гинекоморфный) – обычно у мальчиков – признаки феминизации.

6. Тип полного ребенка (адипозофенотип). Пропорциональность размеров тела при избытке массы.

7. Мезоморфный– пропорциональность показателей длины и массы тела.

Диспластические, диспропорциональные морфофенотипы. Чаще всего встречаются при генетической синдромальной патологии.

Морфофенотип лучше определяется в период относительной стабилизации роста. С возрастом ребенка меняются пропорции телосложения, и лишь у части детей рано удается его спрогнозировать. Более определенно судить о морфофенотипе ребенка можно, начиная со школьного возраста. Часть детей не может быть отнесена ни к одному из типов, тогда говорят о неопределенном морфофенотипе.

Рекомендуем прочесть:  Как только встаю тонус 32 неделя беременности

Биологический возраст

Биологическое развитие – это наследственно запрограммированный процесс роста и созревания, имеющий для каждого ребенка свой индивидуальный темп.

Био­ло­ги­че­ский воз­раст– это со­во­куп­ность при­зна­ков био­ло­ги­че­ско­го со­зре­ва­ния (мор­фо­ло­ги­че­ских, функ­цио­наль­ных, био­хи­ми­че­ских и др.), от­ра­жаю­щих уро­вень дос­тиг­ну­то­го раз­ви­тия ор­га­низ­ма в целом и его систем на данном возрастном этапе.

Чаще биологический возраст соответствует календарному (паспортному). Однако часть детей может иметь отставание (ретардацию) или опережение (акселерацию) в развитии отдельных органов и систем или организма в целом. Нарушение темпов развития и созревания отдельных органов и систем определяется термином гетерохрония (дисгармоничность) развития. Строго говоря, гетерохрония той или иной степени свойственна каждому ребёнку на отдельных возрастных этапах. Поэтому в процессе врачебного наблюдения за ребёнком важно своевременное выявление отклонений темпов развития ребенка, так как последние могут свидетельствовать о снижении функциональных возможностей организма и повышенном риске возникновения заболеваний. Кроме того, особенности биологического созревания ребенка имеют значение для создания индивидуальных оптимальных условий внешней среды (режим дня, подходы к воспитанию и обучению, питание, физические нагрузки и т.д.).

Учитывая вышеизложенное, каждый педиатр должен владеть методикой оценки биологического возраста ребенка. Определение биологического возраста проводится по совокупности многих признаков достигнутого развития относительно возрастных нормативов или стандартов. Чем большая совокупность возрастно-специфических признаков оценивается, тем более информативной является методика.

Разработка таких повозрастных стандартов дело будущего, а для практических целей при оценке биологического возраста можно ориентироваться на следующие показатели.

Для всех периодов детства используют, прежде всего, антропометрические (морфологические) признаки, имеющие четкую возрастную динамику и входящие в оценку физического развития (рост, масса, пропорции телосложения, индексы физического развития и т.д.). (Подробнее см. соответствующие разделы данных методических указаний и раздел «Антропометрические показатели как отражение биологического возраста ребенка» учебника «Пропедевтика детских болезней», 1999, с. 125-126).

У детей раннего возраста, кроме того, важными критериями являются:

· становление двигательных навыков и умений;

· появление молочных зубов («зубная формула»).

У дошкольников к перечисленным критериям добавляется смена молочных зубов на постоянные (см. соответствующие разделы учебника).

У школьников, кроме физического, нервно-психического развития и «зубной формулы», оценивается:

· появление и развитие вторичных половых признаков (половое созревание);

· показатели физической дееспособности (динамометрия, становая сила, занятия спортом и др.);

· функциональные показатели системы дыхания (ЖЕЛ, МОД, ЧД и др.), сердечно-сосудистой системы (АД, велоэргометрия, степ-тест и др.) и других систем.

Развитие вторичных половых признаков происходит в определенной последовательности:

· у мальчиков – изменяется тембр голоса, затем происходит оволосение лобка, далее увеличение щитовидного хряща гортани, оволосение подмышечных впадин и оволосение лица;

· у девочек половое созревание начинается с развития молочных желез, далее происходит оволосение лобка, подмышечных впадин, важный критерий – возраст первой менструации.

Кроме того, во всех возрастах при необходимости можно использовать такой критерий как «костный возраст» – число имеющихся ядер окостенения на R-грамме кисти.

Оценка каждого из признаков проводится по таблицам возрастных стандартов (центильным или сигмальным). Оцениваемый показатель относят к тому возрастному периоду, в котором он находится в интервале от 25 до 75 центилей. В случае отсутствия таблиц стандартов ориентируются на приближенность оцениваемого признака к средневозрастной величине, учитывая допустимые отклонения от нее.

Далее проводится совокупная оценка всех показателей. Биологический возраст соответствует тому возрасту, который представлен у большинства признаков. Если же при оценке показателей выявлен большой разброс (т.е. нет доминирования одного возраста), это свидетельствует о гетерохронии развития. В той или иной степени гетерохрония развития свойственна детям, когда какие-то системы отстают в развитии, а какие-то опережают его, и тогда бывает затруднительно определить биологический возраст ребенка.

Важно то, что эти состояния требуют динамического наблюдения за ребенком, так как создают предпосылки к нарушениям адаптации и соответственно повышают риск заболеваний.

В упрощенном варианте для оценки биологического возраста детей-школьников используют: рост, соответствие массы росту (гармоничность развития), «зубную формулу» и степень полового созревания.

По степени биологического развития детей-школьников одного и того же календарного возраста можно разделить на 3 группы:

1. Биологический возраст соответствует паспортному, если длина тела находится в интервале от 10 до 90 центилей (3, 4, 5, 6 коридоры), масса соответствует длине, число постоянных зубов и степень полового созревания соответствуют паспортному возрасту.

2. Биологический возраст отстает от паспортного, если показатели длины тела находятся в интервалах ниже 10 центиля (1, 2 коридоры), масса соответствует длине или имеется дефицит массы, число постоянных зубов и степень полового развития отстают от паспортного возраста.

3. Биологический возраст опережает паспортный, если показатели длины тела находятся в интервалах выше 90 центилей (7, 8 коридоры), а масса соответствует длине или имеется ее избыток; число постоянных зубов и степень полового развития опережают паспортный возраст.

Рекомендуем прочесть:  Как давать зерно курам бройлерам

· появление молочных зубов («зубная формула»).

Одна из самых спорных и тревожных ситуаций для родителей — это когда у ребёнка температура 37°С, которая в медицине называется субфебрильной. Кто-то говорит о том, что это норма, которая должна быть у каждого человека. Некоторые считают это показателем того, что маленький организм не может в полную силу сопротивляться заболеванию, что само по себе является очень плохим признаком.

И всегда начинаются сомнения: идти в больницу или нет? Давать жаропонижающие или занять выжидательную позицию? А если драгоценное время будет упущено? В таких серьёзных вопросах, касающихся здоровья малыша, нужно детально разобраться.

Норма

Если у ребёнка температура 37°С, и больше никаких симптомов при точных измерениях — это тоже ещё не повод для тревоги. В некоторых ситуациях она является нормой:

  • вакцинация;
  • прорезывание зубов;
  • температура 37°С у грудного ребёнка — признак незрелой терморегуляции, который лечения не требует и пройдёт сам;
  • введение белкового прикорма в слишком большом количестве.

Бессимптомная субфебрильная температура у ребёнка может быть обусловлена разными обстоятельствами, но в большинстве случаев является нормой и не требует обращения к врачу. Нужно занять выжидательную позицию.

Совсем другое дело, если отметка на градуснике в 37°С сопровождается болезненным состоянием. Здесь уже придётся срочно выяснять причины и предпринимать соответствующие меры.

По страницам истории. Изобретателем первого термометра считают Галилея, хотя в его собственных трудах нет описания прибора. Однако его ученики засвидетельствовали, что в 1597 году учёный сделал что-то вроде термобароскопа.

Возрастные особенности

На вопрос, почему у ребёнка держится температура 37°С, может ответить и возрастная физиология. Особенно это касается самых маленьких — грудничков первого года жизни.

  • Новорождённый

Если температура 37°С у новорождённого ребёнка без каких-то отклонений в здоровье — это вариант нормы, который свидетельствует о не сформированной ещё системе терморегуляции. Чаще всего такое случается с недоношенными детками.

  • Месяц

Если у месячного ребёнка температура 37°С поднялась после прививки от вирусного гепатита («А» или «В»), беспокоиться не стоит — это норма. Ещё одна причина — формирование системы терморегуляции, которое может продолжиться вплоть до года.

  • 2 месяца

Субфебрильные показатели у двухмесячного ребёнка — следствие вакцинации от пневмококковой инфекции или возрастное становление температурного режима тела.

  • 3-4 месяца

Мало меняется ситуация и у 3-4 месячного ребёнка. Так как этот период изобилует прививками (от дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, гемофилийной и пневмококковой инфекций), температура может подниматься до отметки в 37°С после каждой вакцинации, и это будет нормой.

  • 5 месяцев

Субфебрильные показатели могут быть вызваны первым прикормом. Если у малыша температура 37°С и болит живот из-за запора, колики, вздутие, метеоризм, причиной может быть неудачное введение белковой пищи в его рацион.

  • 6-7 месяцев

Основная причина слегка завышенных показателей в этом возрасте — прорезывание зубов. Тогда температура 37°С будет держаться у ребёнка постоянно — в течение 5-7 дней.

В более позднем возрасте эта проблема может быть связана только с двумя факторами: половое созревание и депрессивное состояние. Если ребёнок попадёт в незнакомую ситуацию или переживёт сильный стресс, его нервная система начинает сама регулировать температуру тела и повышает её до субфебрильной. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте.

Что же нужно детям для нормализации столь непонятного состояния?

Любопытный факт. Границы температуры тела для выживания человека варьируются от +20°С до +41°С.

Диагностика

Если у ребёнка температура 37°С держится длительный период, сначала нужно обратиться к педиатру (терапевту). В зависимости от дополнительных симптомов он может назначить следующие обследования:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • УЗИ брюшной полости, органов малого таза, почек;
  • эхокардиография (УЗИ сердца);
  • ЭКГ;
  • рентгенография грудной клетки;
  • более узкие анализы крови для выявления гормонального профиля, антител, онкомаркеров.

Это стандартные методы исследования. В более запущенных и тяжёлых случаях (когда температура 37 держится неделю и дольше и сопровождается различными клиническими проявлениями и ухудшением состояния ребёнка) могут потребоваться пункция спинномозговой жидкости, компьютерная, магнитно-резонансная томография.

Врач будет назначать анализы постепенно. План обследования зависит от симптомов на фоне субфебрильной лихорадки. Если таковые отсутствуют, посещение больницы ограничится прохождением обычной диспансеризации.

Ничего себе! Известен случай, когда спасли мужчину, у которого диагностировали температуру тела в 13°C.

Родителям нужно иметь в виду, что даже если в ходе диагностики никакие заболевания у ребёнка не были выявлены и врач сообщил, что постоянная температура в 37°С для него — вариант нормы, это вовсе не значит, что нужно успокоиться, сложить руки и ничего не делать.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.