Развивающие игры по математике цели и задачи

Математика для дошкольников 5-6 лет — задания, которые помогут преподавателям детского сада превратить каждый урок, упражнение или пример в увлекательные логические игры для детей, а родителям и, конечно, самим маленьким ученикам подготовиться к поступлению в первый класс.

Задания для детей 5-6 лет строятся на наглядных образах: в дошкольном детстве преобладает чувственное познание мира, а информация лучше всего усваивается с помощью зрительного и слухового восприятия. Прежде чем научиться считать мысленно, производя операции с абстрактными числами, ребенку нужно много раз повторить навык счета на реальных, знакомых предметах. Развивающие игры для детей 6 лет требуют постоянного участия родителей или преподавателей — в этом возрасте дошкольники усваивают особенности отношений и общения, пробуют разные формы поведения, формируются их нравственные навыки и привычки.

Задачи для детей 6 лет помогут родителям определить готовность к школе, заметить возможные проблемы и уделить им внимание: развивать усидчивость и умение рассуждать вслух, объяснить преимущества математических знаний в соревнованиях и спорте, определить оптимальное время для занятий.

Обучение и развитие тесно связаны. Создавая познавательные игры для детей 6 лет, мы хотели пробудить в каждом маленьком ученике тягу к самостоятельному познанию, вовлечь в процесс, предоставив свободу не только в роли участника, но и ведущего, первопроходца в своем собственном путешествии в мир цифр.

Задания для детей 5-6 лет строятся на наглядных образах: в дошкольном детстве преобладает чувственное познание мира, а информация лучше всего усваивается с помощью зрительного и слухового восприятия. Прежде чем научиться считать мысленно, производя операции с абстрактными числами, ребенку нужно много раз повторить навык счета на реальных, знакомых предметах. Развивающие игры для детей 6 лет требуют постоянного участия родителей или преподавателей — в этом возрасте дошкольники усваивают особенности отношений и общения, пробуют разные формы поведения, формируются их нравственные навыки и привычки.

Как уже говорилось выше основная цель применения математической игры на внеклассных занятиях о математике — это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр.

Так же можно выделить и следующие цели применения математических игр:

o Углубление теоретических знаний;

o Самоопределение в мире увлечений и профессий;

o Организация свободного времени;

o Общение со сверстниками;

o Воспитание сотрудничества и коллективизма;

o Приобретение новых знаний, умений и навыков;

o Формирование адекватной самооценки;

o Развитие волевых качеств;

o Мотивация учебной деятельности и др.

Математические игры призваны решать следующие задачи.

ь Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

ь Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

ь Развивать у учащихся творческое мышление;

ь Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

ь Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

ь Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

ь Воспитать нравственные взгляды и убеждения;

ь Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Математические игры выполняют различные функции.

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

2. Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

К игровым формам внеклассных занятий предъявляется рад требований.

К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть — надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.

Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.

Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания, для слабых учащихся и наоборот более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка. Таким образом, можно привлечь больше учащихся к посещению внеклассных занятий по математике и тем самым способствовать развитию у них познавательного интереса.

Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность внеклассной работы по математике, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Таким образом, математическая игра как форма внеклассной работы по математике имеет свои цели, задачи и функции. Соблюдение же всех требований предъявляемых к математическим играм позволит добиться хороших результатов по привлечению большего числа учащихся к внеклассной работе по математике, возникновению у них познавательного интереса к ней. Не только сильные учащиеся будут больше проявлять заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начнут проявлять свою активность в учении.

К игровым формам внеклассных занятий предъявляется рад требований.

Математические игры созданы для детей от 4 до 6 лет с целью подготовки дошкольника к первым математическим познаниям и умению считать. Здесь вас ждут интересные красочные игры, в которых ребенку нужно будет найти и посчитать указанное количество предметов или живых существ. Детям этого возраста очень нравится считать, особенно в игровой форме.

Математика для детей 4, 5, 6, 7 лет — Веселые задания для распечатки. Здесь вы можете найти массу полезных материалов на тему «Математика для детей для детей 4, 5, 6, 7 лет», которые можно распечатать на принтере и заниматься с детьми, как в домашних условиях, так и в дошкольных и школьных учреждениях. Учиться математике в игровой форме — очень интересное занятие даже для тех детей, которые не проявляют особой любви к учебе.

Развивающие игры «Математика для малышей». Разработаны детским порталом Чудо-Юдо специально для самых маленьких детей (от 2-х лет), которые только начинают учиться считать до 10. Такие игры способствуют более быстрому запоминанию цифр, а также позволяют ребенку понять сложную для его возраста технологию счета.

Математически примеры онлайн — это прекрасная возможность для младших школьников поупражняться в своих знаниях математики. Ведь в этих заданиях нужно уметь быстро решать примеры, ведь на прохождение каждого задания выделяется определенное время. Когда время заканчивается, то вам засчитываются очки только за те примеры, на которые ребенок успел дать ответ.

Математика для детей 4, 5, 6, 7 лет — Веселые задания для распечатки. Здесь вы можете найти массу полезных материалов на тему «Математика для детей для детей 4, 5, 6, 7 лет», которые можно распечатать на принтере и заниматься с детьми, как в домашних условиях, так и в дошкольных и школьных учреждениях. Учиться математике в игровой форме — очень интересное занятие даже для тех детей, которые не проявляют особой любви к учебе.

Сообщение на педсовете 16.11.2010г.

Рекомендуем прочесть:  Метеоризм у ребёнка 10 лет

Игровые технологии.

«Роль развивающих игр на занятиях по математическому развитию».

МОУ «Начальная школа – детский сад» с.Ножкино

Воспитатель: Корсакова Анна Афанасьевна.

«Игра имеет важное значение

в жизни ребенка, имеет то же

значение, какое у взрослого

имеется деятельность, работа,

служба. Каков ребенок в игре,

таким во многом он будет в

Поэтому воспитание будущего

деятеля происходит прежде

Игра – наиболее результативное средство обучения дошкольников. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого. То в игре он решает свою собственную задачу. В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет. Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов, которые наиболее значимы для этого возраста : воображения, творчества, символического мышления (которое станет основой изучения математики, компьютера, языков), навыков и т.д. Таким образом, в задачу педагога в дошкольном возрасте входит обеспечение ребенку условий, в которых развивалась бы игра.

Сократ говорил: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры, и тогда увидишь, кто к чему склонен». Именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому именно в процессе игры и можно строить развивающие обучение.

Очень часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, но почему он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главное причина в том, что игрушки себя «исчерпали». Элемент новизны исчез. А он –то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаики и т.д. Эти игры дольше служат детям, не надоедают им, т.к. обладают большей вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей!

А время уходит….. как же быть?

Вывод один: нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими играми нового типа и являются развивающие игры. По словам Б.П.Никитина:

«Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила.

Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2) воспитательный, т.е. способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что – то найти, в других – что – то собрать в какой – то определенный силуэт, в – третьих – обменяться предметами и т.п.

Игровые действия также побуждают ребенка к игре, имеют важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила.

Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Примерами правил действия могут служить следующие: припомнить и назвать только ту фигуру, которую еще никто не называл ( игра «Логические блоки Дьенеша); не называть предмет, изображенный на картинке, а только загадать про него загадку и пр. Примерами правил общения могут быть следующие: не подсказывать и не мешать другому, играть дружно,действовать по очереди, слушать друг друга и т.д. выполнение всех этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его активность. Но именно это делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается. Новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, т.к. его можно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат действовать в «уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности. Сущность и особенности развивающих игр:

1.Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.д.

2.Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертеже, в письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят с разными способами передачи информации.

3.Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности. В отличии от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

5. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц и даже больше.

6.Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е заниматься творческой деятельностью.

7.Развивающие игры позволяют каждому подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить ребенка считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их конструировать предметами, знаками, словами.

Для успешного обучения математическому развитию использую ряд развивающих игр:

«Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Уникуб», «Сложи узор», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Волшебный круг», «Пифагор», «Сложи листик», «Сфинкс», «Рамки и вкладыши М.Монтессори».

Рекомендуем прочесть:  Свёклу можно перед сдачи мочи

Обучение невозможно без развивающих игр В.В.Воскобовича:

«Чудо- крестики», «Чудо – цветик», «Чудо – соты», «Прозрачный квадрат», «Шнур – затейник», «Геоконт», «Геовизор», «Математические корзинки», «Прозрачная цифра», «Планета умножения», «Волшебный квадрат», «Чудо – ларчик» и др.

Поэтому воспитание будущего

Семинар-практикум для воспитателей «Развивающие игры математического содержания»

СЕМИНАР — ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ»

Развивающие игры – это “пища” для развития творческих способностей детей с самого раннего возраста (1-1,5 лет); задания ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего “потолка”, ребенок развивается наиболее успешно; развивающие игры разнообразны по содержанию; они, как все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества; играя с детьми, взрослые учатся не мешать ребенку думать и принимать решения.

Что делает игры развивающими? Это очень точно определено в многократно издававшейся книге Никитиных “Ступеньки творчества или Развивающие игры”:

— каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона или пластика, деталей конструктора и т.д.;

— задачи даются в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудности, от доступных двух-трех летнему до непосильных среднему взрослому;

— постепенное возрастание сложности задач в играх позволяют ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать творческие способности;

— в процессе игры нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом (даже тогда, когда кажется, что задача почти решена), тем более объяснять способ и порядок решения задач, т.к. наша цель – научить ребенка не играть в конкретную игру, а самостоятельно мыслить и искать решение любых возникающих задач;

— нельзя требовать решения с первой попытки – ребенок, возможно, еще не созрел;

— решение задачи возникает ни в абстрактной форме, а в виде вещей (рисунка, узора, сооружений из кубиков и т.п.), что позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задания;

— в игре каждый поднимается до “потолка” своих возможностей.

Важно помнить, что развивающие игры должны преподноситься ребенку с соблюдением определенных правил (по Никитину):

— игра должна приносить радость и ребенку и взрослому;

— необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая ее;

— нельзя мешать самостоятельному решению (желательно, чтобы и ошибки ребенок находил и исправлял сам);

— обязателен успех в самом начале; для этого начните игру с посильных задач;

— если ребенок не справляется с заданием, сделайте перерыв, а потом начните с более легких (принцип “ледокола”); еще лучше предоставить ребенку самостоятельный выбор заданий;

— игру надо оживлять сказкой (игровой мотивацией); при этом возникает возможность использовать непроизвольное внимание ребенка;

— в игре нужна не принудительная обстановка, поощрение двигательной активности.

При организации групповых занятий по развивающим играм (которые по своей сути созданы для индивидуальной работы) необходимо обратить внимание на следующее:

— занятия проводятся в малых группах (по 4 – 6 человек); необходимо, чтобы каждый ребенок имел свой комплект игры;

— во время занятий дети располагаются за столами, расставленные полукругом, или, особенно, малыши, сидят полукругом на полу в большом зале, где можно побегать;

— все занятия проводятся с помощью ведущих – игрушек ; время от времени появляются вспомогательные игрушки (например, клоун Вася, специализирующийся на рисовании);

— каждый ребенок на занятиях работает индивидуально , на уровне своего “потолка”, в собственном темпе ; когда в группе освоено достаточное количество игр, желателен даже самостоятельный выбор игры;

— используются карточки учета результатов для создания дополнительной мотивации игры у детей и для фиксации уровня возможностей (“потолка”) каждого из детей, что и позволяет работать индивидуально.

Классификация развивающих игр

Развивающие игры классифицируют с учетом доминирования того или иного ведущего психического процесса, который в основном активизируется в определенном задании.

Немного о теории. Какие познавательные процессы и операции протекают в психике ребенка, которые мы должны развивать.

Основой отражения окружающего мира внутренним миром (психикой) человека являются ощущения . Ведущие внешние ощущения – зрительные (визуальные), слуховые (аудиальные), кожные (тактильные). К внутренним ощущениям относятся двигательные и ощущения, отражающие внутренние состояния организма. На базе ощущений формируются основные виды восприятия – зрительное, слуховое, тактильно-двигательное. В более сложном (по сравнению с восприятием) психическом процессе — мышлении – можно выделить такие основные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, сериация, абстрагирование. Помимо описанных процессов в психологии познания выделяют “сквозные” процессы, пронизывающие всю психику человека и обеспечивающие ее интеграцию – внимание, память, воображение, речь.

  • Игры, направленные на развитие сенсорики:

1. Цветоощущение “Цыплята”, “Цветные фоны”.

2. Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера “Чудесный мешочек”, “Рамки Монтессори”, “Палочки”. Развитию тактильного восприятия и мелкой моторики способствуют так же и те игры, которые связаны с манипуляцией небольшими кубиками, палочками и другими принадлежностями.

3. Восприятие сложных форм.

  • Игры, способствующие развитию мелкой моторики.

К ним относятся игры типа “Рамок Монтессори”, “Сложи узор”, “Тамграма” и другие игры, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров. В эту группу входят и графические игры (“Штриховка”, “Лабиринт”).

  • Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности. Различные модификации игры “Что изменилось” (на предметах, картинках, позах играющих детей), “Внимание”.

IV. Игры на развитие мышления.

  • Способность к анализу, синтезу, развитию пространственного воображения и логического мышления: “Сложи квадрат”, “Сложи узор”, “Кубики для всех”, “Чего не хватает”, “Квадрат Воскобовича”, “Уникуб”, “Палочки”, “Найди лишнее”, “Продолжи ряд” и т.д.
  • Начальные математические представления. Составление алгоритмов, понятие о графах, деревьях: “Дроби”, “Палочки”, “Алгоритмы”.
  • Игры на классификацию и обобщение. Игры с мячом, “Что чем было”, “Что лишнее”, “Блоки Дьенеша”.
  • Развитие абстрактного мышления: серия игр, связанных с чтением и придумыванием разнообразных символов “Человечки”, “Зарисуй сказку”, серия игр “Театр кружков – моделирование реальных ситуаций, сказок с помощью набора кружков, различающихся по цвету и размеру”.

V. Игры, направленные на развитие фантазии “Кляксы”, “Танграм”, “Вьетнамская игра”, “ Колумбово яйцо ”, “Монгольская игра”.

VI. Развитие речи, пересказ и сочинение сказок “Театр кружков”, “Антонимы”, “Опиши предмет”, “Составь рассказ”, “Что случилось потом?”, “Что было и что будет?” и т.д.

А сейчас, я познакомлю вас с некоторыми развивающими играми и расскажу, как в них играть.

У мамы – синей курицы и папа – красного петуха есть трое деток – цыплят. Один из них больше всего похож на маму (детям предлагается найти фиолетового цыпленка и положить его рядом с мамой), другой – на папу (найти малинового и положить рядом с папой), а третий похож и на маму, и на папу (сиреневый цыпленок кладется в середине). Можно предложить детям, если есть возможность, прямо на занятии получить эти цвета, добавляя в банку с синей водой понемногу красной краски; (если нет – то это домашнее задание). То же на следующем занятии проводится на спектре оттенков между синим и желтым цветами, и между красным и желтыми цветами. Если занятие проводится повторно, можно замкнуть спектр в круг. Так же проводится игра на подбор ряда по интенсивности (между цветным петухом и белой курочкой).

Вариант: малыши могут подбирать цыпленка такого же цвета, как демонстрируемый ведущим, называя его оттенок.

Рамки Монтессори (по Никитину) (1,5 – 8 лет)

Если в группе 3-4 ребенка, детям предлагается в разложенные в форме четырехэтажного домика рамки подобрать вкладыши («плотно закрыть окна, чтобы в них не попал дождик»). При большем количестве детей игру можно проводить в форме лото, называя при этом правильно все геометрические фигуры. Можно вкладывать фигуры с закрытыми глазами. Потом детям предлагается выбрать любую «самую красивую» из рамок (для старших детей – фигурок) и обвести ее.

Рекомендуем прочесть:  Нарушение Маточно Плацентарного Кровотока 1а Степени Причины

Вариант: по мере освоения игры, нарисованные фигуры можно закрашивать, заштриховывать, составлять «бусы», узоры из повторяющихся элементов, «ковры» с симметричными узорами. При этом образцы рассматриваются и обсуждаются, но не копируются.

Вариант: эти же рамки и вкладыши легко можно использовать для игры на дорисовывание фигур. Любой контур можно превратить в забавного человечка, зверюшку, паровоз, дом и т.д., несколькими дополнительными деталями. В таком случае игра может работать на развитие воображения.

Детям раздаются картинки-силуэты, предлагается сначала догадаться, что это может быть. Затем игра проводится в форме лото. Для малышей в игре используются только цветные картинки, точно повторяющие силуэт. Детей постарше можно попросить подобрать все картинки, в т.ч. и напоминающие силуэт.

Вариант: можно каждому из детей предложить набор из 4х картинок (силуэт и напоминающие его цветные картинки), и попросить найти, какая картинка точно та же, что и силуэт.

Дети сидят за столами. Клоун Вася здоровается и рассказывает, что он вчера нарисовал замечательные картинки и хочет, чтобы у всех детей были такие же. Он показывает первую картинку, но просит, чтобы дети лучше рассмотрели ее, не срисовывая ее сразу же, а потом, когда картинка спрятана, нарисовали, кто что запомнил. Показ каждой новой картинки сопровождается словом «Внимание!» и отсчетом времени (один, два, три, иногда до пяти). Когда нарисована вся серия, детям показывают все шесть картинок образца, и они сравнивают с ним свои рисунки, обводя те, которые «точно похожи на Васины». Старшие дети могут оценить качество и точность рисунков в баллах и подсчитать их сумму. «Внимание–угадайка» отличается тем, что из четырех картинок образца предъявляется три, а четвертую детям предлагают угадать, найдя в первых трех рисунках то правило, по которому они придуманы.

«Палочки» (по Михайловой, с 2,5 лет)

Каждому ребенку ведущий раздает по три палочки, просит пересчитать их и сложить из них треугольник. Потом добавляет еще одну палочку и все складывают квадрат. Затем раздается еще по две палочки и предлагается сложить два треугольника. Потом ведущий «отбирает» у детей по одной палочке и просит снова сложить два треугольника (из пяти палочек); затем предлагаются другие подобные задания (два квадрата из 7 палочек, квадрат и треугольник из 6 палочек и т.д.). Старшие дети (6 лет и больше) могут, освоив задания «на пристраивание фигуры к фигуре», переходить к заданиям типа «переложить несколько палочек», «убрать несколько палочек». Важно обучать детей способу решения тех или иных задач, а дать им возможность определить эти способы самостоятельно, на основании опыта.

Вариант: детям любого возраста, начиная с двух лет, можно предложить составить из палочек елку, дерево, домик, кораблик, человечка, или любую фигурку, которой ребенок может придумать название.

Выбор указанных словесно или символом фигур; игры с обручами, где каждый обруч – область, в которой могут находиться только фигуры определенного цвета, размера, формы (какого именно – описано символами); распределение фигур по дереву (каждое вставление – по одному определенному признаку; это продолжение с алгоритмом сортировки); игры с так называемыми «машинами», изменяющими каждый раз один признак из трех.

«Квадрат Воскобовича» (с 2х лет)

К нам пришел квадратик, который умеет превращаться. Ведущий демонстрирует несколько возможных способов сложить квадрат, «превращая» его в лодку, птичку, и т.п. Потом детям предлагается складывать фигурки по картинкам-образцам. Для малышей проще сложить фигурку, а потом назвать ее.

«Вьетнамская игра» (по Михайловой, с 2 лет)

Первый уровень: выбрать себе все детали одного оттенка. Сложить из них любую фигурку и назвать ее (при этом есть два ограничения – в каждой фигурке используются все детали и ни одна из деталей не перекрывает, «не наступает на» другие). Второй уровень сложности: складывание фигурок по картинкам-образцам. Третий уровень сложности: придумать фигурку, сложить ее по изложенным выше правилам на листе бумаги и обвести ее детали. Полученные таким образом фигурки хорошо использовать как образцы на последующих занятиях в той же группе.

«Кубики для всех» (по Никитину, с 3х лет)

Малышам предлагается найти такую же деталь, как изображено на картинке. Подобрав несколько деталей по картинкам, дети строят из них разные «крепости» и рассказывают по очереди, кто в их крепости живет. Дети постарше потом могут перейти к складыванию конструкций из нескольких деталей, причем можно сразу указать, из каких деталей состоит данная конструкция, а можно дать весь комплект из семи деталей и предложить на выбор нужные (усложненный вариант).

«Уникуб» (по Никитину, с3х лет)

Малышам предлагается сложить кубики, высыпанные из коробки, обратно, так, чтобы первый слой кубиков был красным, второй – желтый, третий – синим. Затем можно попросить сложить паровоз так, чтобы крыша и один бок были окрашены в один цвет, затем им можно показать соответствующую картинку. (Вообще, малышам в этой сложной для них игре обязательно потребуется словесное описание задания, даже, если им дана картинка-задание). Старшие дети работают непосредственно с картинками-заданиями.

Вариант: Можно предложить детям разделить кубики на четыре «паровоза», «вагончики» в каждом из них должны иметь одинаковое число красных граней (ни одной, одну, две и три). Если дети справляются с этим, им предлагается разделить каждый «паровоз» на более крупные «вагоны», в каждом из которых у кубиков одинаковое количество и красных и синих граней. Эти задания на классификацию могут предлагаться на время.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них — учеба , игра для них — труд , игра для них — серьезная форма воспитания .

разработка конспекта занятия.

конспект занятия по ФЭМП для детей второй младшей группы.

Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща.

Презентация из опыта работы о математическому развитию.

Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст.

Дети сидят за столами. Клоун Вася здоровается и рассказывает, что он вчера нарисовал замечательные картинки и хочет, чтобы у всех детей были такие же. Он показывает первую картинку, но просит, чтобы дети лучше рассмотрели ее, не срисовывая ее сразу же, а потом, когда картинка спрятана, нарисовали, кто что запомнил. Показ каждой новой картинки сопровождается словом «Внимание!» и отсчетом времени (один, два, три, иногда до пяти). Когда нарисована вся серия, детям показывают все шесть картинок образца, и они сравнивают с ним свои рисунки, обводя те, которые «точно похожи на Васины». Старшие дети могут оценить качество и точность рисунков в баллах и подсчитать их сумму. «Внимание–угадайка» отличается тем, что из четырех картинок образца предъявляется три, а четвертую детям предлагают угадать, найдя в первых трех рисунках то правило, по которому они придуманы.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.