Игровые задания по математике в подготовительной группе по фгос

Обучающие задачи:
— закрепить знания о днях недели, частей суток, временах года, умение составлять арифметические действия, выделять условие, вопрос, ответ;
— упражнять в счете в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

Развивающие задачи:
— развивать смекалку, зрительную память, воображение.
— способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, логически мыслить.

Воспитательные задачи:
— воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
— воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приемы:
— игровые приёмы;
— наглядные приёмы (использование иллюстраций);
— словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
— анализ занятия, поощрение.

Предварительная работа:
— дидактические игры математического содержания;
— моделирование из геометрических фигур.

Демонстрационный материал: «Телеграмма», карточки с названиями «Островов» разной геометрической формы.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, счетные палочки, карточки с иллюстрациями для решения задач, карандаши.

Воспитатель: Сегодня утром я нашла на столе телеграмму от Феи из страны «Математики».
«Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по островам математики. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Фея!»
Итак, ребята, скажите, на чём можно отправиться по морю (лодка, катер, корабль). Давайте выберем на чем мы поплывём.
Дети: На корабле.
Воспитатель: Представьте, что вы – команда, а кораблём будут наши стульчики, на которых мы отправимся в путешествие. Ещё фея прислала нам карту, по которой мы поплывём через острова к одной большой стране математика.

1 Остров: «Вспомни»
Задание:
назвать дни недели, части суток, месяцы, времена года, счет прямой и обратный до 10, остров круглой формы.
Дети все вместе перечисляют дни недели (понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье). Воспитатель спрашивает детей в индивидуальном порядке (назови, пожалуйста, 6-ой день недели, назови 3-ий день недели). Воспитатель перечисляет дни недели, дети внимательно слушают и называют день недели, который пропустил воспитатель.

Назвать части суток, времена года (зима, весна, лето, осень). Затем посчитать, числовой ряд будет состоять из 10 цифр (дети считают 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), а теперь обратный счет (дети считают 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1).
Воспитатель считает, а дети внимательно слушают и называют пропущенное число (1,2,3,5,6,7,8,9,10).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием! Отправляемся дальше.

2 Остров: «Подумай»
1. Какие это фигуры?

Воспитатель: Молодцы, вы верно решили все задания. Отправляемся дальше! Вижу остров!

3 Остров: «Цифры, знаки»
Воспитатель: Там на острове видны числа, нужно написать пропущенные цифры.
1. Каких цифр не хватает?

Воспитатель: Ребята, мне очень нравится, как вы справляетесь с заданиями, молодцы! Сейчас попробуем решить задачи.
1. Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Сколько цветов получилось в букете? (ответ детей -7).
2. Мы купили в магазине 5 огурцов и 3 помидора. Сколько всего овощей мы купили? (ответ детей -8).
3. Оля и Коля поливали огород. Коля полил 2 грядки, а Оля 4. Сколько грядок полили дети вместе? (ответ детей – 6).
4. К нам в квартиру на неделе 4 коршуна влетели, 2 совы и 5 воронов, сколько птиц было всего? (ответ детей – 11).
5. Миша положил в корзину с фруктами 5 яблок, а Маша подошла и забрала одно яблоко. Сколько яблок осталось в корзине? (ответ детей – 4)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Можно плыть дальше.

4 Остров «Отдохни»
Воспитатель: Предлагаю всем немного отдохнуть.
Дети выполняют физминутку.
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
(движения выполняются по тексту)

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули. Пора отправляться в путь!
5 Остров «Закономерность».
Задание: посмотреть внимательно на картинки и найти закономерность.

Воспитатель: А сейчас я попрошу (имя ребенка) взять свою работу и проверить с ребятами, правильно ли все справились с заданием. Найдите цифру 1 и давайте все вместе назовем цвета, которые у нас получились, после того, когда мы раскрасили наш зонтик (ответы детей). Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Плывем дальше!

7 остров «Игровой». Круги Эйлера.
У детей на столах лежат карточки с изображением 2-х кругов разного цвета и пересеченные друг с другом.
Воспитатель: Ребята, возьмите 3 кружка и положите их так, чтобы:
— в красном круге было 2 кружка, а в зелёном – 1

Раздаточный материал: карточки с заданиями, счетные палочки, карточки с иллюстрациями для решения задач, карандаши.

Елена Акишина
Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. Данная картотека предназначена для воспитателей подготовительной группы детского сада. В картотеке представлены различные игры на развитие внимания, воображения, логического мышления и т. д.

Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.

Оборудование: для игры понадобятся две таблицы, с 20. В каждом кружочке написано число от 1 до 20 в произвольном порядке.

Цель: закрепить знания о времени года.

Оборудование: Конверты с пазлами с изображением времени года.

Цель: упражнять детей в счёте.

Оборудование: коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Оборудование: модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей, загадки о геометрических фигурах

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка.

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Оборудование: 6-8 коробок разного размера.

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Оборудование: два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Оборудование: карточки с нарисованными на них звездачками от 1 до 10.

«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Оборудование: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

Цель: закрепить знания о частях суток.

Оборудование: модель суток, картинки.

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

Оборудование: наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук, карточки с 2 свободными полосками.

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Сколько разных игрушек»

Цель:закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

Оборудование: наборы игрушек, числовые фигуры с количеством кружков от 6 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число); карточки, на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число, (причем предметы расположены по-разному: по кругу, в два ряда, по вертикали или горизонтали) 1-2 карточки на каждого ребенка.

«Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Цель: знакомить с составом числа 10 из двух меньших единиц.

Оборудование: 10 флажков разного размера и цвета, набор предметных картинок разных видов птиц и цветов (по 12 штук).

Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.

Оборудование: набор из 5 Мальвин.

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты.

Оборудование:5 наборов: в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Оборудование: полоска и круг из бумаги; у каждого ребенка — по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.

«Кто больше, а кто меньше?»

Рекомендуем прочесть:  Мазня после ампутации матки через 3 месяца после операции

Цель: закрепить счет и порядковые числительные;развивать представления: «высокая», «низкая», «толстая», «худая», «самая толстая»; «самая худая», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

«Как зовут девочек?»В одном городе жили-были неразлучные подруги: Аня, Оля, Маша, Зина, Катя и Валя. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого, как зовут,если: Валя — самая высокая, Маша, Зина и Катя одного роста, но Катя — самая толстая из них, а Зина — самая худая; Аня— самая низкая. Ты сам можешь узнать, кого зовут Олей.Теперь покажи по порядку девочек: Аня, Оля, Маша, Катя, Зина, Валя.А теперь покажи девочек в таком же порядке: Валя, Катя, Маша, Зина, Оля, Аня. Сколько всего девочек? Далее ребята отвечают на вопросы «Кто где стоит?»

«Числа, встаньте по порядку»

Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

«Заполни прямоугольник»

Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.

Оборудование: набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игр «Собери цветок» Цель: Закрепить основные цвета, умение подбирать предмет на основе сходного сенсорного признака.

Картотека дидактических игр для формирования пространственных представлений у дошкольников Д/и «Незнайка в лесу»Воспитатель. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из.

Картотека дидактических игр и упражнений для старших дошкольников «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают.

Картотека дидактических игр и упражнений с использованием природного и бросового материала КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА Игры и поделки с семенами и листьями Цели игр:.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. «Большая и маленькая куклы». Цель: различать и называть.

Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию в первой младшей группе Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию в 1 младшей группе Игра «Накроем стол для кукол». Цель. Учить детей сервировать стол,.

Картотека дидактических игр (средняя группа) 1. Логические блоки Дьенеша. Варианты игр: • Знакомство с блоками Дьенеша. ЦЕЛЬ: познакомить детей с логическими блоками, учить называть.

Картотека дидактических игр в средней группе 1. «Какой цветок». Задачи :Учить описывать предложенное растение, развивать умение подбирать прилагательные, обогащать словарный запас.

Картотека подвижно-дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для средней группы ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЧИСЛАМИ И ЦИФРАМИ Игра «Что на свете бывает только одно?» Цели: формировать представление о числе 1 как существенном признаке.

Картотека дидактических игр и художественной литературы по теме «Величина» для дошкольников Подборка дидактических игр на величину для дошкольников. 1. «Подарим мячи Мишке и Мишутке» Цель: Совершенствовать умение сравнивать два.

Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.

Тема: «Занятие по математике с использованием дидактических игр в подготовительной к школе группе.»

1.Упражнять дошкольников в прямом счете в пределах 12 и обратном счете от заданного числа, в определении и назывании смежных чисел;

2.Закреплять знание геометрических фигур;

3.Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру; учить находить общий признак и на этой основе объединить фигуры в группы; развивать логическое мышление; развивать зрительно-моторную координацию.

4.Продолжать формировать у детей приемы логического мышления ( анализ, синтез, сравнение, обобщение) в процессе решения логических задач;

5.Воспитывать настойчивость и аккуратность в работе.

Демонстрационный материал: плакат «четыре снеговика» имеющих сходства и различия; карточки-символы: схематическое изображение пеньков и елочек; волшебный мешочек. Плакат «загадка-снежинка-кроссворд». Плакат «найди правильный ряд.

Раздаточный материал: счетные палочки, печатный лист с заданием (математическая тетрадь), снежинки, поощряющие подарки для детей. Карточки для индивидуальной работы.

Дети стоят на ковре, построенные в круг.

Воспитатель: Ребята я вам расскажу одну историю

Было это в то время, когда…

Скакуны в той тройке белы

Воспитатель: А что за- «скакуны в той тройке белы»

Воспитатель: Какие это месяцы?

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: и было это в тот месяц, который зиму открывает, а год закрывает. Как он называется?

Воспитатель: Сколько месяцев в году?

Воспитатель: Какой по счету декабрь?

Воспитатель: А теперь выполните задания

-посчитайте от 1 до 12 (хором)

-посчитайте обратным счетом от 10 до 1 (хором)

-назови «соседей» числа «3» (2-4)

-число предыдущие числу»5» (4)

-число, следующее за цифрой «9» (10)

Вот и окончен наш счет, история дальше нас ждет.

Определение сходства и различия.

Воспитатель: Кто это ребятки?

Воспитатель: Жили-были снеговики (выставляется плакат «4 снеговика»)

Однажды прилетела к ним синичка, удивилась и спрашивает: «Вы братья-близнецы?»

А снеговики ответили, что они все разные и совсем не похожи друг на друга. И начали они спорить.

Помогите им ребятки разрешить спор. Чем они отличаются?

Дети: Они отличаются размером, количеством пуговиц, головным убором

Воспитатель: Какие вы внимательные, наблюдательные. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему синица решила, что они близнецы?

Дети: Потому что они похожи. ( Дети называют признаки сходства: из трех круглых комков, сделаны из снега, есть глаза, нос, рот, шапки одинаковой формы)

Воспитатель: Так кто был прав- снеговики или синица.

Дети: Никто, у них есть признаки сходства и признаки отличия.

А теперь откройте тетради и посмотрите рис №1.

Закрасьте столько кружков, сколько найдете отличий у снежных человечков. (работа в тетрадях).

Воспитатель: Ребята сколько кружочков закрасили?

Значит, сколько нашли отличий.

Вспомнили снеговики, что скоро будет праздник.

Воспитатель: Совершенно верно.

Новый год — необыкновенный праздник.

Воспитатель: Что это ребятки?

Воспитатель: Верно, какой же Новый год без елки.

Воспитатель: Вот поэтому снеговики пошли в лес за елкой.

Сначала им попался 1 пенек, который был виден из под снега. Потом ещё 2 пенька. А потом?

Воспитатель: Они шагали дальше и дальше, а пеньков становилось ещё больше.

Воспитатель: А теперь ребята подумайте, сколько пеньков будет в следующем ряду.

Воспитатель: как изменяется количество пеньков в каждом ряду?

Дети: Увеличивается на 1 пенек.

Воспитатель: Шли снеговики, шли и наконец, показались ёлочки.

Снеговики очень удивились. Ёлочки были такие красивые, высокие и низкие, зеленые, пушистые.

А лучше жизнь ей сохранить

Снеговикам стало жалко их рубить

Решили искусственную елку купить.

А елка лесная осталась живая

Стоит на опушке, макушкой кивая.

Может, покупать не станем, а будем сами конструировать. Сказал второй снеговик и все согласились.

Воспитатель: Давайте ребята мы тоже попробуем сконструировать елочку.

На столе у вас счетные палочки

Вы сделайте из них искусственные ёлочки.

(конструирование из счетных палочек, воспитатель проверяет работу детей)

Воспитатель: Дима, сколько всего веток у твоей елочки?

Воспитатель: А у вашей елочки, сколько веток с каждой стороны?

Дети: По три веточки с каждой стороны.

Воспитатель: Сколько вам понадобилось палочек для вашей ёлочки?

Воспитатель: Молодцы ребята. Может кто-то из вас в будущем станет великим конструктором.

Воспитатель: Наша ёлочка из счетных палочек совсем не нарядная.

Чтобы ёлку нарядить, нужно шары по порядку соединить. (Предоставляется плакат « елочка»)

Кто хочет почувствовать себя снеговиком и нарядить ёлку. (Работа у мольберта).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием.

Воспитатель: А ещё, какие игрушки весят на елке?

Дети: Бусы, снежинки, гирлянды хлопушки и т.д.

Воспитатель: Верно. Посмотрите на рис. №2

Давайте соберем для этой елки нарядные бусы и гирлянды. Чтобы бусинки засияли, и гирлянды зажглись нужно поставить их правильно по счету. Приступаем. (Дети выполняют задания)

Хлопушки, с какими номерами играют с тобой в прядки?

Какие гирлянды по счету не зажглись?

А ты, какие потерявшиеся бусинки нашел?

Молодцы, все хорошо поработали, наверное, устали, давайте отдохнем.

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки

(медленно поднять руки вверх, не отводя взгляда от ладоней)

(Медленно опустить руки, проследить за ладонями взглядом)

Заблистали, словно жемчуг, все дивятся чуду.

(развести поочередно руки в стороны и проследить за ладонями взглядом)

Давай, дружок, смелей, дружок

(показать, как лепят снежки)

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в толстый ком

(показать руками перед собой толстый ком)

(поставить руки на пояс покачать головой)

Два глаза, шляпа, нос, метла

Рекомендуем прочесть:  После Зачатия Может Ли Тянуть Низ Живота

(руками показать глаза, шляпу, нос, метлу-руку вытянуть вверх, раздвинув пальцы)

Снеговики не с пустыми руками пришли в детский сад, а принесли от деда мороза и снегурочки предновогодний сюрприз, чудесный мешочек.

Возьми, что ни будь дружок.

5.Саша, бери что достанется

1.К приезду деда мороза 4 мальчика и один дворник расчистили по одной дорожке в саду.

Сколько дорожек расчистили мальчики? (4 дорожки)

4.На ветке выросло 10 шишек

Три из них упали на землю

Сколько осталось на ветке (7)

Сколько в снег свалились? (2)

6.Найди ряд, где числа записаны в порядке

Ребята Снегурочка решила проверить ваши знания и прислала геометрические фигуры.

Игра называется «узнай меня»

Я многоугольник, имею 3 стороны = треугольник

Я многоугольник, у меня 4 равные стороны = квадрат

Я не многоугольник, меня можно катать = круг

У меня нет углов, но я не круг = овал

Я четырех угольник, но у меня не все стороны равны =прямоугольник.

(дети угадывают геометрические фигуры)

Воспитатель: а еще снегурочка прислала нам рисунок, сделанный из геометрических фигур. Какие вы видите геометрические фигуры на этом рисунке.

Воспитатель: вам нравится такой рисунок?

Воспитатель: Рисунок то, не простой

Посмотрите, тут много букв и цифр

Дима, считай цифры по порядку.

Ребята, я открою вам секрет. Под каждой цифрой живет свой звук.

Легкая как пушинка, а зовут её…снежинка.

Правильно! Кто желает попробовать прочитать, так ли написано здесь.

Ох, как много желающих, пусть считалка мне подскажет.

Выпал беленький снежок, выходи-ка ты дружок.

Никита, прочитай, что здесь написано. Сне-жин-ка.

Вот и закончилась эта предновогодняя история. Она стала интересной благодаря вам, ведь вы выполнили много заданий, чтобы помочь снеговикам.

Ребята, а какие задания вам понравились больше всего?

Дети: предполагаемые ответы детей

Воспитатель: Какие задания были трудными?

Дети: Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Наши занятия по математике ещё будут, все ещё впереди.

А пока, пусть эти белые снежинки несут всем вам зимние настроение, веселье и много радостей, а дед Мороз для детей прислал ещё сладостей.

Наше занятие закончено, всем большое спасибо.

Воспитатель: Совершенно верно.

Дидактические

игры по ФЭМП в подготовительной группе

1. Ориентировка во времени

1.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

1.2. Дидактическая игра «Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

1.3. Дидактическая игра «Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

1.4. Дидактическая игра «Тик-так»

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Распушил он хвост блестящий

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)

1.5. «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

1.6. «Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

Материал. Мяч.

— Солнышко светит днем, а луна . . .

— Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

— Если вчера была пятница, то сегодня . . .

— Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

1.7. Игра «День и ночь»

Цель: закрепить знания о частях суток.

1.8. «Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал: модель суток, картинки.

1.9. «Назови скорей»

Цель: формирование знании о днях недели.

1.10. «Игра с полосками»

Цель: учить пользоваться словами «до» и «после».

1.11. «Какой сегодня день»

Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.

2. Ориентировка в пространстве

2.1. Д\и «Поможем Элли вернуться домой»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

2.2. Дидактическая игра

«Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы: листы бумаги с изображением плана территории

Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

— придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

— положите треугольник посередине листа

— проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

— положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

— уточните дальнейшее направление движения до участка

— проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.

2.3. Дидактическая игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

2.4. Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Рекомендуем прочесть:  У ребенка 3 года повышены лейкоциты до 13 форум

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

2.5. Дидактическая игра «Составь неделю»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

2.6. «Художники»

Цель: развитие ориентировки в пространстве. Ход игры. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и тд

2.7. «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

2.8. «На что это похоже»

Цель: развитие умственных способностей.

2.9. «Сравни и заполни»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.

Игровой материал: набор геометрических фигур.

2.10. «Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Материал. 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева), по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

2.11 «Кто первый назовет»

Цель: развитие внимания.

2.12. «Найди кошку»

Цель: учить находить сходство и различие предметов.

2.13. «Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

2.14. «Нарисуй по описанию»

Цель: развитие внимания, воображения.

2.15. «Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

2.16. «Угадай, где стоит»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

2.17. «Найди нужную картинку».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

2.18. «Собери правильно»

Цель: упражнять в мысленном объединением предметов в группы, в образовании множеств.

Цель: закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам.

2.19. «Что изменилось»

Цель: учить понимать выражение «до» и « после»

3. Количество и счет

3.1. Д\и «На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

3.2. Д\и «Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

3.3. Д\и «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал: Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Правила игры: Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

3.4. Д\и «Считаем по порядку»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Материалы: веер

Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

3.5. «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки др цвета) флажки.

3. 6. «В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Материал. 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 бол. и 8 мал. кругов.

Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются попарно.

3.7. «Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки от 5 до 10.

3.8. «Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

3.9. «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

3.10. «Сколько?»

Цель: развитие мышления.

-Сколько хвостов у семи ослов?

-Сколько носов у двух псов?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько ушей у пяти малышей?

-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

3.11. «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

3.12. «Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.