Тактильное восприятие детей раннего возраста

тактильного восприятия у детей раннего

МДОУ «Косланский детский сад»

Воспитатель Устинова Елена

Цель: Активизация тактильных ощущений.

Цель: Активизация тактильных ощущений.

Задачи: Учить мысленно сравнивать различные

Накапливать опыт тактильной чувствительности.

Развивать тактильную память, наблюдательность,

внимание; обследовательские навыки восприятия «на

Расширить представление о различных предметах.

Вызвать положительные эмоции

Игра «Дорожка для ёжика»

Родители- активные участники

Игры с массажными мячиками «Игра с Ежиком»

(с использованием массажных мячиков).

Мы возьмем в ладошки «Ежик»

(берем массажный мячик)

(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

(меняем ручку, делаем то же самое)

(пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –

(прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка.

(прижимаем ладошки к себе)

Игры с массажными мячиками «Игра с Ежиком»

(с использованием массажных мячиков).

Мы возьмем в ладошки «Ежик»

(берем массажный мячик)

(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

(меняем ручку, делаем то же самое)

(пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –

(прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка.

(прижимаем ладошки к себе)

Тактильно- развивающая книга

Исследование тактильной книги

Игры с тактильными карточками

Цель: развитие тактильной

умственный потенциал ребенка.

Материал: набор карточек с

(наждачная бумага, губка для

гофрированный картон, фольга,

Игры с тактильными предметами

Фольга. Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом

вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в

процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что

напоминают издаваемые фольгой звуки.

Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны.Разнообразие форм

перечисленных предметов даст простор не только испытываемым

ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи

ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана

или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует

форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно

потренироваться в определении величин – большая, маленькая.

Дети группы «Светлячки»

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». ЭЛ № ФС 77 — 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

Игры с массажными мячиками «Игра с Ежиком»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Подробнее об играх с водой читайте по ссылке:

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли есть зиру беременным

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке >>>>

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную букву», «Покажи букву». Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей педагогов на тему:

Игры и упражнения направленные на развития тактильного восприятия ребенка раннего возраста

Уважаемые родители, помните, количество и качество накапливаемых знаний ребенка зависит от уровня развития различных видов восприятий. Восприятие — это активный познавательный процесс формирования представлений об окружающем мире через органы чувств. Одним из первых каналов получения информации об окружающем мире является тактильное восприятие — осязание предметов руками и всем телом через прикосновение, ощупывание, надавливание.

Рекомендуем прочесть:  Как ставится баллон для стимуляции родов

У детей раннего возраста представление о предмете, его свойствах, признаках формируется не сразу, а постепенно. В процессе предметно-манипулятивной и предметно-практической деятельности с предметами и игрушками.

Поэтому взрослому необходимо помогать стремительно подрастающему ребенку, активизировать канал тактильного восприятия в процессе игровой деятельности, используя нехитрые приспособления.

Игры и упражнения нужно проводить с первых месяцев жизни.

-Постоянно контактируйте с малышом с помощью прикосновений, поглаживаний, обниманий, покачиваний, приговаривая при этом потешки или стишки, например:«По кочкам, по кочкам», «Шалтай — болтай», «Еду к бабе еду к деду»

Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.

Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!

-Рассматривайте с ребенком, ощупывайте игрушки и предметы изготовленные из различных материалов (пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие, ребристые шершавые, пушистые, колючие, холодные, теплые) и при этом обязательно проговаривайте что в руках, какое на ощупь, из чего оно сделано.

В возрасте 2-3 лет ребеночек способен самостоятельно отыскивать одинаковые на ощупь предметы, ткани лежащие перед ним. Для формирования этого умения можно сыграть в игру: — «Найди пару мешочку».

Наполните 4 мешочка или носочка, или шарика рисом, мукой, фасолью или другими крупами так, чтобы получились пары идентичных мешочков.

Рассмотрите, потрогайте с ребенком предложенные парные предметы. Покажите как можно на ощупь отыскать одинаковые. Когда ребенок справится самостоятельно, дополните игру еще парой тактильных мешочков.

Изготовьте пары лоскутков размером 5 на 10 из шелка, меха и др.

Разложите с ребенком в ряд сначала только 4 парных лоскутка, два из меха и , например, два из дермантина. Потрогайте вместе руками, озвучьте какой он на ощупь. Далее возьмите один, предложите найти такой же из тех, которые лежат перед малышом.

Другой вариант более сложный: возьмите один потрогайте и предложите найти такой же, но с закрытыми глазами. Постепенно количество лоскутков можно увеличить.

В возрасте 3 лет ребенок понимает и разливает признак предмета. Самостоятельно подает по заданному признаку (гладкий, пушистый, мягкий, шершавый, сухой, мокрый) предмет. Для формирования этого навыка можно — поиграть, так:

Подберите игрушки, например мячики ( из ткани-мягкий, из резины -твердый, из ниток-пушистый, массажерный мячик). Положите их в ряд.

Возьмите платочек: «Мама спрячет мячик колючий! Где он?»- ребенок показывает, мама тут же его прячет, накрываете салфеткой. «Где колючий мячик!?»-ребенок его открывает. После меняемся, мама просит «Спрячь мягкий мячик!». Ребенок накрывает платочкоми т.д. Вместо платочка полезно применять и игрушечную горку, и машинку, и мешочек, и широкую трубу. Например: «Скати с горкимягкий мячик» или «Какой мячик тебе дать для горки?».

Предложите пощупать предмет и расскажите сами из чего это сделано, а в следующий раз (3-4г) попросите ребенка отыскать в мешочка ( в шляпе, под платком) резиновую игрушку, деревянную, тряпочную и т.д.

Предложите в мешке, не глядя, отыскать такую же игрушку как у него в руке. В мешочек можно положить ложку, мячик, кубик, фломастер, лист. Достаточно для начала три предмета.

Рассмотрите с ребенком три предмета на одну тему ( посуда, одежда, игрушки, фрукты), но такие, чтоб два из них были идентичными: две чайных ложки и одна вилка. Далее одну вилку и одну ложку прячем в мешочек или под салфетку и предлагаем отыскать такую же ложку, не подглядывая. Увеличиваем количество посуды, если ребенок уверенно отыскивает парочки.

В мешочке лежат: камушки, ракушки, шарики и т.д. Предложите достать только камушек, только шарик.

Предложите потрогать три предмета, два из которых относятся к одной теме, например: игрушки (2 мячика и 1 носочек и пр.) и положить в волшебный мешочек. Далее попросите достать лишний предмет. Спросите, почемуон достал носок.«Лишний носок, потому что это все одежда, а не игрушки».

Положите под салфетку знакомый один предмет (машинку, куклу, мячик), предложите его ощупать под салфеткой (через салфетку) и назвать что там.

Для развития тактильного восприятия можно изготовить песочницу и наполнить ее, например, тонким слоем манки, гречки, пшена.

В такой песочнице под присмотром взрослого можно порисовать и ладошками и пальчиками, можно насыпать крупу в блюдечко, формочку, сгребать в кучки, отыскивать на дне картинку (наклейку) и выполнять раскопки.

-Обязательно рассматривайте с ребенком тактильные книжки. Можно изготовить альбом с различными видами ткани, бумаги.

Предлагайте ребенку после «обследования» игрушки или предмета совместно зарисовать его или совместно слепить из пластилина, соленого теста.

Помогайте ребенку через его ручки познавать много нового и интересного для формирования и расширения его кругозора.

-Обязательно рассматривайте с ребенком тактильные книжки. Можно изготовить альбом с различными видами ткани, бумаги.

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 26.09.2015

Статья просмотрена: 12410 раз

Библиографическое описание:

Шокурова, Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей / Н. Ю. Шокурова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8776/ (дата обращения: 13.01.2021).

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Рекомендуем прочесть:  Как пропальпировать яичники

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

— кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

— органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

лепка из глины, пластилина, теста;

аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

конструирование из бумаги (оригами);

макраме (плетение из ниток, веревок);

рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

1. Козлова С. А., Куликова Т. А., «Дошкольная психология» 2007 год.

лепка из глины, пластилина, теста;

Давайте будем совместно делать уникальный материал еще лучше, и после его прочтения, просим Вас сделать репост в удобную для Вас соц. сеть.